Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 06.03.04 К ОБЗОРУ
Почем пыль веков. Фальшаков больше не будет
Известия, 03.03.04 // Николай Молок

На нашем арт-рынке произошла революция. Теперь каждый человек имеет возможность оценить и застраховать свою коллекцию (или пусть даже одну-единственную картину или бриллиантовую брошку, доставшуюся ему от бабушки). Максимальная сумма страховки - 100 миллионов долларов. Экспертная оценка также страхуется - на сумму 3 миллиона долларов. В такой ситуации изготовление фальшаков - и подтверждение их у нечистоплотных экспертов - просто теряет смысл.

Раньше было как. Вот висит у меня дома картина. Я думаю, что Малевич. Но хотел бы, чтобы ее посмотрел эксперт и если подтвердит, то я ее буду предлагать на выставки в Нью-Йорке, Берлине и Париже. И чтобы мне ее застраховали наши страховые компании, а потом перестраховали западные - такова мировая практика. Эксперта я, допустим, позвать мог. Но вот страховку получить - нет: западные страховые компании не доверяли нашим частным коллекционерам и требовали подтверждения экспертизы у западных же экспертов. Это значит, что я должен был снять со стены своего хрупкого Малевича и отвезти его в Лондон к экспертам Sotheby's или Christie's. Щас, размечтались, пусть уж лучше висит тихонечко на стене и радует мой чарующий взор.

Теперь будет как. Я этого своего Малевича несу в компанию ArtConsulting. Они мне там проводят технологическую экспертизу (исследование пигментов и связующих картины, анализ красок и т.д.) и определяют подлинность, то есть старину, картины - скажем, точно начало XX века. Затем зовут искусствоведа-эксперта, который делает атрибуцию - то есть определяет автора, говорит: и правда, Малевич. Потом зовут лицензированного оценщика, который говорит: "Стоит твой Малевич 7,5 миллиона". Затем приходят страховщики - компании "Ингосстрах" и "Ренессанс Страхование" - и страхуют и моего Малевича, и ответственность экспертов из ArtConsulting. Затем если сумма страховки очень велика, они зовут страхового брокера Marsh, который перестраховывает моего Малевича в крупнейшей в мире английской страховой компании Lloyd's. Я получаю пакет документов и могу спокойненько везти свою картину на выставку и вообще не бояться воров.

Малевича у меня, конечно, нет. Размечтался тоже. И Айвазовского нет. Но у кого-то ведь есть. По мнению страховщиков, этих кого-то так много, что емкость рынка можно предварительно оценить в 1,5 миллиарда долларов, а скорее всего сумма окажется на порядок больше.

Последствий (и перспектив) этого нового экспертно-страхового предприятия как минимум три.

Во-первых, частные коллекционеры, которые раньше прятались по углам, боясь всего на свете, скорее всего захотят воспользоваться новыми услугами и тем самым засветить свои коллекции. Другое дело, что все эти нововведения касаются только собирания предметов искусства, но не их продажи. Потому что как только вы продаете вещь (пусть даже прошедшую экспертизу в ArtConsulting и застрахованную в Lloyd's) и получаете прибыль, вы должны платить налоги. А это другая история.

Во-вторых, создание компании ArtConsulting со страшной силой бьет по изготовителям фальшаков. Это, конечно, не значит, что фальшаков станет меньше. Но это точно значит, что фальшак уже нельзя будет продать по цене подлинника.

В-третьих, музеи, которых напрямую не касается революционное предложение от ArtConsulting (его референтная группа - частники), вскоре вынуждены будут все равно нести туда свои вещи. Сейчас оценку музейных вещей для экспортной выставки музейщики делают сами и называют суммы, что называется, с потолка. Говорят, например, что такая-то икона XVII века стоит два миллиона долларов. Но откуда взялась эта сумма, одним им известно: икон стоимостью два миллиона примерно две и есть. Или рисунок архитектора Мельникова - 400 тысяч долларов. Но почему! Это натуральное завышение стоимостей ради того, чтобы получить большие страховые выплаты. Но теперь скорее всего таким вот "потолочным" оценкам западные музейщики верить перестанут и потребуют оценки в солидной фирме.

Другое важное последствие для музеев: делая закупки в свои фонды из частных коллекций, они теперь будут получать подтвержденные финансовыми гарантиями экспертные оценки.

Вот такая вот революция. Иначе и не скажешь.

Про деньги

По самым предварительным оценкам страховщиков, им придется иметь дело с десятками и сотнями частных коллекций, стоимость которых составляет 1,5 миллиарда долларов. По мнению экспертов арт-рынка, эта сумма занижена как минимум на порядок. Скажем, на проходящем сейчас в Москве Антикварном салоне продается картина Ильи Репина за два миллиона долларов. И таких картин десятки.

Теперь о стоимости услуг компании ArtConsulting. Собственно технологическая экспертиза любого произведения - и независимо от его будущей оценки - стоит 15 тысяч рублей. Можно сделать не полную экспертизу, а частичную - за 7,5 тысячи рублей. Дальше будет консультация искусствоведа-эксперта - за 5 тысяч рублей. О полной искусствоведческой экспертизе вам придется договариваться с искусствоведом согласно его тарифам (от ста долларов и выше). Точно так же есть свои тарифы у оценщика - они, очевидно, зависят от стоимости вещей.

Я против монополии

Наталья ШЕРЕДЕГА, эксперт-консультант компании ArtConsulting:

- Вы страхуете ответственность экспертов. Это означает, что обычный исследователь, не ваш эксперт, не имеет права на свою точку зрения. Его просто засудят.


- Нет. На него не подадут в суд. Ведь это его частное мнение. Ответственность экспертов касается только страхового случая.

- Фальшаков не будет?

- Фальшаки существовали всегда. Начиная с древнего мира. Я думаю, что фальшаки не уйдут. Насколько я знаю ситуацию на арт-рынке, вещи, у которых нет экспертизы, тоже продаются, просто на каких-то других условиях. И за другие деньги.

- Вы пригласили 50 ведущих экспертов, у вас лучшее оборудование в Москве. Получается такая монополия. Всем остальным экспертизам можно закрываться.

- Я против монополии. Пусть цветут все цветы. Мы будем сотрудничать с Третьяковкой, с Эрмитажем, с ГМИИ, с мастерскими Грабаря и т.д. У нас со всеми есть договорные отношения.

Если это коллекционеру по карману

Михаил КАМЕНСКИЙ, собиратель:

- Коллекционеры готовы "светить" свою коллекцию?


- Если коллекционеры готовы страховать свои коллекции, то они готовы и светить.

- Они готовы страховать?

- Они готовы страховать, но это зависит от тарифа - если это собирателю по карману. Но вообще, это в моих интересах. Так как теперь я смогу получить фиксированную цену на свою коллекцию.

Елена КУПРИНА, консультант по формированию частных коллекций:

- Это колоссальный шаг вперед. Эта новая технология отметет многие фальшаки. Но я не уверена, что частные коллекционеры, которые и так убеждены в подлинности своих работ, туда пойдут. Ведь там их работы попадут в базу данных. Кроме того, современный рынок строится на провенансе, а не на экспертизе. Я не смогу рекомендовать своим клиентам картину, пусть даже она имеет экспертизу, без провенанса.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ ОРИГИНАЛ СТАТЬИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1