Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 13.03.04 К ОБЗОРУ
Малевич низвергнут. "Бубновые валеты" на коне
Известия, 12.03.04 // Николай Молок

В Монако, в выставочном зале на набережной Антуана Первого, открылась выставка "Художники "Бубнового валета": между Сезанном и авангардом", организованная Фондом "Екатерина" под патронатом наследного принца Альберта. Это первая столь масштабная выставка "валетов" на Западе.

Монако: солнце, море, яхты, казино, "Формула-1", футбольный матч "Монако" - "Локомотив". И на следующий день - выставка русского искусства.

Выставка изумительная. Во-первых, сами картины - их 75 (в основном из музеев - Третьяковки, Русского, а также из региональных, несколько - из частной коллекции). Это вам не авангард со скучными геометрическими узорами и скупым колоритом. Здесь красота форм и красок. Искусство, которое радует глаз, а не только стимулирует работу головного мозга. "Валеты" - Машков, Кончаловский, Лентулов, Куприн, Фальк и другие - превосходные живописцы. Особенно Илья Машков - мощный, монументальный, напористый и очень витальный. По силе и энергии его картины сопоставимы с произведениями Рубенса. У того - бешеные вихри, крупные тела, безумный драйв. Машков, конечно, немножко потише. Но среди русских художников, пожалуй, только он стремился передать эту любимую Рубенсом полноту жизни.

На выставке - только ранние вещи "валетов". Советского периода (за исключением, кажется, одной картины Осмеркина 20-х годов) нет. И правильно: в советское время все эти художники, в первую очередь Кончаловский, занимались совсем другими вещами. Они, естественно, не стали соцреалистами, но часто очень на них походили. А тут, в ранних вещах, чувствуется пусть немножко наивная, но такая свежая любовь к живописи и такой артистический кураж, которого явно не хватало авангардистам-абстракционистам.

Во-вторых, у выставки прекрасный дизайн. Тесное (низкий потолок) и в общем никакое пространство зала организовано почти исключительно цветом: черные, серые, белые полосы пола и красные, серые, белые стены. Каждая картина тем самым получает свой собственный цветовой контекст. Кроме того, такой "супрематический" дизайн выставки (очень напоминает "Супрематический сказ о двух квадратах" Эль Лисицкого) - очевидное, бросающееся в глаза напоминание о ее названии: если "Бубновый валет" был между Сезанном и авангардом, то вот вам авангард - на стенах и на полу, а Сезанн есть в каждой картине, ведь все "валеты" были ярыми сезаннистами. Не случайно в знаменитом двойном портрете Машкова, где он сам и Кончаловский представлены в виде борцов-тяжеловесов, на книжной полке стоит и томик Сезанна, между прочим, рядом с Библией.

В целом выставка, на которой показано много хрестоматийных, классических работ, смотрится очень свежо и интересно. А для французов, которые увидят "валетов" вообще впервые, она наверняка станет открытием. В этом, собственно, ее задача.

Визитной карточкой русского искусства всегда был авангард. Даже не иконы (их в мире считают принадлежащими византийской традиции), и не Фаберже (их признают за роскошный китч, но никак не за высокое искусство), а именно авангард. Казимир Малевич - главный русский художник, изобретатель новой художественной системы - супрематизма, которая повлияла на все последующее развитие искусства в XX веке. Все вроде так и есть. Но только агрессивный авангард, который в свое время погубил всех прочих конкурентов (Малевич выжил Шагала из Витебска, а пробравшись в стан "Бубнового валета", в конце концов развалил объединение), не очень-то укладывается в современное - более благодушное и нюансированное - мироустройство. Сегодня хочется быть мягким и нежным, радоваться жизни, любоваться красотой природы или живописи. А это уже не про Малевича, а именно что про "Бубновый валет", который теперь как бы взял реванш у авангарда и, если говорить о главном репрезентанте русского искусства, занял его место. Скорее всего выставка в Монако - это только начало триумфального шествия "валетов" по миру.

И последнее. Художники "Бубнового валета" - главные фигуранты русского арт-рынка. Они, возможно, пока и не ставят аукционных рекордов, как тот же Малевич или Айвазовский. Но их картин много, и они пользуются огромной популярностью у коллекционеров. У выставки в Монако нет коммерческой задачи (вещи все-таки в основном музейные), но она наверняка повлияет на рыночные тенденции.

Кто такие "Бубновые валеты"

Объединение "Бубновый валет" возникло в 1910 году и просуществовало до 20-х годов, но де-факто - до 1916 года, когда прошла их последняя дореволюционная выставка. "Валеты" были очень лояльны, потому в их объединение входили самые разные художники. Костяк группы - Машков, Кончаловский, Куприн, Лентулов, Фальк. Но также Ларионов, Гончарова, Осмеркин, Татлин, Экстер, Удальцова и многие другие. Был "валетом" и Казимир Малевич - он участвовал как раз в той выставке 1916 года. Есть картина Малевича и на выставке в Монако, но такая какая-то блеклая и неинтересная, что впору задуматься о его художественном даровании. Пожалуй, это единственная лишняя вещь на выставке.

Эстетически "валеты" принадлежали к международному кругу сезаннистов - последователей Сезанна. Но в отличие от их западных коллег легко сочетали сезаннизм с другими арт-трендами - примитивом (Ларионов), кубизмом (Лентулов) и даже футуризмом (эпатажный Машков). Потому, собственно, "валетов" часто и называют предшественниками и даже инициаторами русского авангарда.

Не надо зацикливаться на авангарде

Владимир СЕМЕНИХИН, коллекционер, сопредседатель фонда "Екатерина" - организатора выставки:

- Почему именно Монако?

- Мы тут живем. Но, кроме того, мы хотели открыть искусство "Бубнового валета" Западу. Мы пытаемся показать Западу, что это искусство было раньше авангарда, что оно было не менее провокативным по своей сути и что оно послужило основой для авангарда. То есть мы хотим показать, что не надо зацикливаться на авангарде и что в русском искусстве было много другого. Нынешняя выставка - первый целиком наш проект. У нас есть договоренность с Русским музеем: на основе нашей выставки в Петербурге и в Москве будет показана большая выставка, а потом она проедет по миру, но уже не как частная инициатива, а как государственная.

- Каков бюджет выставки?

- Полмиллиона евро.

- На выставке есть несколько вещей из вашего собрания. Сейчас, когда отменены таможенные пошлины на ввоз произведений искусства в Россию, вы планируете привезти их в Москву?

- Мы бы хотели. Работы русских художников нужны в России. Сюда их нужно привозить на выставки, но храниться они должны в России. Раньше многие ввозили картины в Россию нелегально, везли как произведение неизвестного художника, при том что каждый коллекционер, конечно, знает, какого именно художника у него вещи. А мы хотим все делать официально.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ ОРИГИНАЛ СТАТЬИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1