Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 03.06.04 К ОБЗОРУ
Балерина и олигарх
Независимая Газета, 03.06.04 // Михаил Сидлин

Самая дорогая вещь на Салоне изящных искусств стоит 60 млн. долл. Это портрет Хохловой кисти Пикассо. Одной этой картины хватило бы, чтобы сделать салон - событием. Дело даже не в цене, а в музейной значимости полотна.

Ольга Хохлова, уроженка Нежина, танцовщица кордебалета, стала женой знаменитого художника в 1918 году. За свою жизнь Пикассо написал несколько портретов Хохловой. Тот, что выставлен на салоне, происходит из семейного собрания их внучки - Марины Пикассо. Галерея Крюжье - Диттесхайм представляет коллекцию Марины. "Нет современного искусства - есть современные художники. А вчерашний день может стать завтрашним", - считает антиквар Ян Крюжье, и потому русское современное искусство интересует его не меньше исторического авангарда. На "Арт-Москве" он выставлял работы Юрия Купера, русского художника, живущего много лет в Париже. А для салона привез Пикассо.

Москва не верит обещаниям. Потому что обычно сладкие грезы кураторов бывают гораздо интереснее их реальных выставок. Теперь все произошло с точностью до наоборот. Анонсы были гораздо скромнее реальной выставки. В одном пространстве собраны холсты Питера Брейгеля-младшего и скульптура Армана, мебель из Павловского дворца и фарфоровые фигурки Гриши Брускина. Разброс цен так же велик, как широко и разнообразие этих произведений. Скажем, 65 тысяч за небольшую китайскую керамическую лошадку III-V веков, привезенную прямо с 5-й авеню Нью-Йорка "Китайской фарфоровой компанией". А вот два небольших вида Венеции работы Каналетто обойдутся в 6,5 миллиона долларов за пару (галерея "Стер Сэнти Маттизен"). Такого, как на первом салоне в галерее Церетели, не увидишь даже в Нью-Йорке. Точнее, чтоб увидеть подобное разнообразие выбора высококлассных вещей, находящихся в открытой продаже, нужно было бы обойти антикварные магазины по всему Манхэттену. Да и то не удалось бы найти такой подбор россики. Как сказал обозревателю "НГ" один из московских коллекционеров: "Здесь любой галерейный стенд смог бы превзойти весь наш Антикварный салон". Если это преувеличение, то небольшое.

Впервые на русском рынке так широко представлены русские французы. Марк Шагал (к примеру, галерея "Жорж де Барта" предлагает классический шагаловский сюжет - летящих влюбленных - за 680 тысяч евро). Подборка работ Сержа Шаршуна (от 20 тысяч евро в галерее "Минотавр"). Серж Поляков, Осип Цадкин, Леопольд Сюрваж, Никола де Сталь, Андре Ланской - художники, хорошо известные в Париже и гораздо меньше - в Москве.

Впервые в Москву на продажу свезли одновременно так много западных работ, связанных с Россией. Галерея "Нойсе" привезла парные портреты супружеской четы Виниусов, выполненные Исааком Люттихиусом (1616-1673). Андрей Денисзоон Виниус начал свою московскую карьеру в 1631 году, скупив излишки русского зерна за 700 тысяч гульденов (большие по тому времени деньги) и перепродав их в Голландии. Умер он в 1662 или 1663 году уже совершенно обрусевшим купцом Андреем Денисовичем - перешел в православие, ходил в русском платье, жил в Москве и был одним из 13 "гостей" того времени, то есть фактически состоял на госслужбе как официально признанный олигарх. Он стоял у истоков русской "оборонки" - основал Тульский плавильный и оружейный завод. Он первым завез в Россию ветряные мельницы - чтобы получать энергию, необходимую для плавки. До Виниуса железо русские закупали в Швеции. Галерист из Бремена надеется, что русские промышленники заинтересуются своим удачливым предшественником, но отказывается сообщать прессе цены.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ ОРИГИНАЛ СТАТЬИ


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1