Информационное агентство Культура
ОБЗОР ПРЕССЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ

ОБЗОР ПРЕССЫ // 16.08.05 // ДЕЖУРНЫЙ АНДРЕЙ КОВАЛЕВ
АНДРЕЙ КОВАЛЕВ

// Наши
Привычный Путь
Русский Журнал , www.russ.ru, 05.08.05 // Андрей Ковалев

На культурном фронте без перемен. А может быть, и затишье перед бурей. Продолжается невиданное - "Подчиненные министра культуры вышли из подчинения". Все дело вовсе не в том, что мы делаем ракеты, и даже не в том, что в области балета мы впереди планеты всей. Прогресс у нас происходит в основном в бюрократической области, и главная новость недели поэтому такова - "Федеральное агентство по культуре и кинематографии в ближайшие дни может быть расформировано". (Семен Кваша. Ни министра, ни агентства. "Газета.Ру" от 02.08.05). Но, бдите, верные: "Это ни в коем случае не признание административной реформы, разделившей политическое руководство и финансовые потоки, неудачной, это в чистом виде наказание для агентства". Было бы, конечно, гораздо веселей, коли б какой-нибудь нефтегазовый агент подал в суд на своего топливного министра, но культура у нас превыше всего, посему придется ограничиться малым.

Но самая восхитительная новость - в том, что соломоновым решением "Александр Соколов и Михаил Швыдкой уволены, а новым министром культуры станет Сергей Ястржембский". А новый культурный герой не только мастер в искусстве невозможного, но и сам не чужд прекрасного: "Он брал уроки у известного фотографа Льва Мелихова, и у него была персональная выставка "Проба # 50" в центре искусств на Неглинной, он представил там, в частности, фотографии запретных мест Кремля". Самые оптимистические аналитики уж предсказывают новое возвышение нашей фотографической богини Ольги Свибловой. Кстати, пессимисты говорят уж о печальном - МДФ ставят на реконструкцию и летняя серия выставок там может оказаться последней. Пока к зданию пристраивают пять этажей вверх и вниз, известный покровитель московской фотографии, то есть мэр московский, может смениться субъектом федерации, не столь склонным к прекрасному. И отличный дом может превратиться в нечто, что и фотографировать будет невозможно. Боюсь показаться банальным, но придется высказать свое подозрение: как только некое учреждение культуры хотя бы приближается к финансовой независимости, его тут же ставят на реконструкцию.

Именно так и произошло с Большим театром - выступать, как в Метрополитен Опера, там не еще не научились, зато цены на билеты вполне приблизились к самым высоким образцам. Но, как оказалось, это только наивные люди полагают, что публику интересуют только танцы-жманцы-приседанцы. Нашим хорошим танцорам мешает только одно. "Там одна сцена с крайне сжатыми карманчиками, наклонный планшет сцены, что практически отодвинуло Большой театр на обочину мирового культурного процесса". (Проект не колбаса, от него кусок не отрежешь. Главный архитектор реконструкции Большого театра Никита Шангин - Татьяне Невской. "Газета" от 02.08.05). У меня есть предложение - не закапывать сей миллиард глубоко в московскую землю. На эти деньги можно лет на десять переселить в столицу нашей родины и Ла Скала, и Метрополитен, и Байретский оперный фестиваль вместе взятые. За такие хорошие деньги оперные дивы будут ютиться в "карманчиках" и постараются удержаться на наклонном планшете. Понимаю, что такой революционный проект может чьи-то карманчики несколько истончить, но как заядлый меломан и любитель оперы удержаться от навязывания мечтаний своих никак не могу.

Но это все, понятное дело, вопросы Вечности. В актуальном времени происходит летнее затишье, прерываемое лишь какими-то странными всплесками и выбросами вроде парада коров. Увы, оказалось "Зрелище жалкое. Во-первых, акция в таком стиле имеет смысл только тогда, когда участвует весь город. А нам вместо обещанных пятисот коров показывают двадцать, да еще в анфиладе самого недемократичного торгового комплекса. Каждую выставленную буренку запросто спутать с атрибутом очередной рекламной кампании расположенного рядом фирменного бутика. Во-вторых, фантазия авторов росписей коров - ну это просто ужас какой-то." (Сергей Хачатуров. Буренки буриме. В Москве начался парад коров. "Время новостей" от 03.08.05). Самая забава тут в нашей новорусской ментальности - задуманный изначально как развлечение для городского плебса, у нас "парад коров" почему-то превратился в сугубо элитарное предприятие, вроде эксклюзивного показа эксклюзивных мод для чистой публики.

Что же касается собственно культурных событий, то открываются в основном такие выставки, как летняя групповуха в "Крокин-галерее", про которую сказано, что "появись она в зимний сезон, никто бы и не заметил, а теперь вот почтили вниманием и газеты центральные, и даже милая Людмила Солнышкина с телеканалом "Культура". (Сергей Хачатуров. На безрыбье и кит хит. Водные млекопитающие в московских галереях. "Время новостей" от 01.08.05). Есть по данному поводу и гораздо более умеренное мнение - "Крокин-галерея заняла в московской арт-жизни свою нишу - она выставляет хороших и очень понятных художников, балансируя на грани коммерции и искусства. <...> Художники любой галереи отражают не только вкус, но и характер галериста. Крокин по внешнему впечатлению человек сентиментальный и чувствительный". (Ольга Кабанова. Киты местного масштаба. Крокин-галерея показывает пример баланса между искусством и коммерцией. "Ведомости" от 01.08.05). Посему есть свой смысл в каникулярном повторении пройденного: "Очень полезно - чем чаще видишь, тем больше привыкаешь". Собственно, о том, что следует твердо держаться предначертанного тебе Дао, говорил и строгий Хачатуров, который припомнил слова Герцогини из "Алисы в стране чудес": "Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе, чем будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть".

Однако узнать свой Путь, ясное дело, непросто. Вот, например, замечательное заведение - АРТСтрелка. Но вся беда в том, что она "Обладает несколько зыбким статусом. Это не андеграундная площадка, но и не включенный в строгую бухгалтерию покупок-продаж субъект арт-рынка. Вроде бы и помещения брутальные - под галереи заняты бывшие гаражи, что для молодого искусства должно быть подходящей площадкой. Но местечко уж больно гладкое: напротив храма Христа Спасителя, недалеко от Кремля, чуть не доходя до церетелиевского Петра I. Да еще карамелью с "Красного Октября" тянет. Короче, двусмысленное положение. Изначально присутствующий на этой площадке андеграундный аромат, смешиваясь с шоколадным благоуханьем процветающей вокруг парадной жизни, оставляет АРТСтрелке участь богемного тусовочного места. Самым честным и адекватным этому пространству - лабораторией современного искусства - у нее быть не очень получается". (Игорь Чувилин. Легкий запах карамели. "Газета" от 01.08.05)

В такой ситуации только два выхода для истинного мудреца. Первый - чистое не-деяние, которое совершил в галерее Лизы Плавинской Сергей Шутов. "Он демонстрирует проект "Воркшоп": на двери висит от руки написанное объявление, что за сегодня было натянуто 9 холстов 150х200. Внутри и правда обнаруживаются чистые грунтованные холсты на подрамниках. Для верности пересчитываешь - девять. Ощущение пустотности московского летнего вечера нарастает". (Там же)

Второй выход для мужей благородных предложил блистательный наш Монро (Мамышев). "В одном из видео он - в роли телерепортера - проводит экскурсию по прошлогодней ярмарке "Арт Москва", давая очень четкие и ясные комментарии по поводу произведений и художников. Про модный дуэт Виноградова и Дубосарского он говорит, что они, конечно, очень хорошие, но только, как мы "Битлз" уже не можем слушать, так и на их работы больше смотреть не можем. Про Валерия Кошлякова Монро рассказывал, как кашляет этот художник, разрезая гофрокартон, из которого он делает свои работы." (Николай Молок. Монро сыграл за Орлову. "Известия" от 03.08.05)

Воистину так! Мудрец будет последовательно заниматься каким-нибудь не своим делом, травестируя его до последнего предела. Только так и можно достичь хоть какой-нибудь сансары.


СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСКПРЕДЫДУЩИЙ ВЫПУСК


Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1