Сегодня, 03.09.1999
Неформалы десять лет спустя
ВИКТОРИЯ НИКИФОРОВА


ПО ГАЗЕТНОЙ привычке "Неофициальной Москве" хочется дать подзаголовок - "Десять лет спустя". Д+Артаньян поседел, Портос спился, Арамис хворает, Атос стал мизантропом. Они стали сентиментальны и давно позабыли, за кого воюют. Да и за кого воевать: королева-свобода скончалась, и только серые кардиналы продолжают биться друг с другом. Облезлые мушкетеры пристраиваются к какому-нибудь кардиналу побогаче и поприличнее и кое-как зарабатывают на бургундское.
В кинопрограмму "Неофициальной Москвы" собраны люди, полтора десятка лет назад делавшие так называемое "параллельное кино". Тогда оно неподдельно ужасало: как можно так долго держать крупный план чайной чашки?! С тех пор Алейников, Юхананов, Поспелов, Дулерайн - тасуй эту колоду хоть справа, хоть слева - снимают все те же чашки. У них такое хобби - приличное, интеллигентное, не без таланта.
Вгиковская молодежь покажет дипломные и курсовые работы. Многие из них сделаны качественно. "Левша" и "Бедный Юрик" обещают, что их авторы станут умелыми профессионалами. Но ни один кадр не говорит за то, что эти режиссеры будут неформалами и предадутся излишествам фантазии в чистом поле малобюджетного кино. Фантазия их совершенно прилична, деньги они любят, и, судя по всему, им светит прекрасная карьера в мейнстриме.
С ретроспективой, посвященной, выражаясь в духе пи-ара, имиджу Москвы, получилось вообще непонятно. В ней фильмы Александрова и Пырьева, Эфроса и Полоки. Половина - генералы от кино, остальные - неформалы поневоле, искренне страдавшие от того, что их опусы оказались на "полке".
Складывается ощущение, что за "альтернативщиками" в Москве охотились как за последней Стеллеровой коровой. Вроде она уже вымерла, но кто-то (Курицын, кажется) ее где-то видел. Когда ее отловили, она оказалась дряхлой и одинокой. Откровенно предвыборное мероприятие, праздник "Альтернативная Москва" до сих пор выдается его организаторами за чистое искусство, поиск новых форм и безответственный детский смех на лужайке. Участники делают вид, что этому верят. Но где вы видели артиста, у которого политический кураж не подпитывал бы творческую энергию? Недаром деятели "альтернативного" искусства так активно цитируют авангардистов начала века. Уж те-то знали, с чем воюют. Нынешние сами не понимают, альтернативой чему являются.
Мы уже довольно долго живем в режиме "год за три". Мои ровесники, люди едва за тридцать, хранят в уголках глаз невеселую мудрость опытных зеков. Я люблю их и рада их видеть даже на празднике имени Кириенко. Но наша общая сентиментальность - неподходящий режим для творчества. Можно представить авангардиста злого или завистливого, раздраженного или обиженного. Но умиленного... Увольте.
Уже много лет старые параллельщики снимают свои дачи и своих знакомых, что-то цитируют, увлекаются Пырьевым, шутят шутки, понятные только своим, таким же незлым и аполитичным. Караул устал, но смена не идет.




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1