ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ), 04.09.1999
Литературная кадриль

Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ


3 сентября открылся фестиваль искусств "Неофициальная Москва", организованный Маратом Гельманом и патронируемый Сергеем Кириенко.
Тезис организаторов фестиваля: мы не участвуем в политике, мы лишь используем предвыборные деньги для решения собственно культурных задач. Антитезис их оппонентов: искусство неприкрыто ангажируется, политика при этом вовсе не облагораживается. Синтез невозможен; правы либо те, либо другие.
Если посмотреть на гельмановскую затею с точки зрения сугубо эстетической, дело обстоит скорее неплохо. Свежие идеи, живые лица, незатертые слова, резко оттеняющие мертворожденный чиновный кич Дня города ("Москва - святая родина моя!", "Пушкину потомки посвящают" или совсем уж дикое "Веков блестящий звездопад - Сокольников блестящая судьба"). Что-то интереснее - замечательная музыкальная, неплохая театральная программы, что-то слабее - литературный раздел или вовсе ничтожный "визуальный" ряд. Ничего страшного, ровно только газоны стригут. Но в том и беда, что так посмотреть на происходящее - невозможно.
Непосредственные участники "Московской альтернативы" могли ставить перед собой какие угодно внутрицеховые цели; тем не менее она с самого начала попала в эпицентр политики. От участия в акции наотрез отказались практически все ведущие столичные галереи; одни мастера культуры на традиционный вопрос "с кем вы?" честно ответили: "с арендодателем" - и дружно направились в объятия Валерия Павлиновича Шанцева; другие столь же честно заявили: в предвыборной кампании Кириенко "за так" участвовать не намерены. Несмотря на все уговоры дедушки отечественного постмодернизма (и по совместительству главного редактора фестиваля) Вячеслава Курицына, продвинутая литературная молодежь также заняла по отношению к "альтернативе" вполне альтернативную позицию. Потому и мы, оценивая происходящее, вынуждены судить не столько о качестве культурного события, сколько о количестве политического смысла, в нем заключенного.
Итак: что получает Кириенко по итогам фестиваля, что у него "в плюсе"? С помощью подчеркнуто "молодежной" культурно-политической акции он начинает завоевывать новое поколение избирателей - тех, кто по определению не может тосковать о светлом коммунистическом прошлом. Что "в минусе" у нас? Это поколение вполне может размечтаться о безответственной жизни в пространстве новой утопии. Когда изучаешь, например, литературную программу фестиваля, ощущаешь себя персонажем "Бесов", угодившим на "литературную кадриль" с поджигателем Петрушей Верховенским во главе. Да, солидно-неофициальный Кибиров, но тут же - слет поклонников борца с традиционными ценностями Макса Фрая, тусовка читателей газеты "Еще" под девизом "Половой акт ЕЩЕ не может полностью заменить духовное общение"... Это что - будущие избиратели "правых"? Позвольте усомниться.
Увы: у либералов первого призыва на культуру вообще была стойкая аллергия (интернетовский сайт Чубайса содержит все его интервью; на просьбу отыскать слово "культура" поисковая система отвечает: "найденных вариантов - 0"). Младолибералы наконец-то решили использовать творческую сферу, но по неведению и равнодушию к нематериальным ценностям сделали ставку на типично левое, "антибуржуазное" искусство. То, что именно подручный лидера "Союза правых сил" Марат Гельман пестовал главу Союза революционных писателей Дмитрия Пименова, весьма характерно; не сомневаюсь, что листовка, подброшенная на место взрыва, была фальшивкой, - но фальшивкой была и "Версия-1", запущенная еще одним нынешним культурполитиком из кириенковского круга, Глебом Павловским.
И вообще, красота - это страшная сила, а инфантилизм, помноженный на политическую активность, являет собою гремучую смесь.




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1