ВРЕМЯ-MN NIS, 06.09.1999
ГДЕ ЭТА УЛИЦА?

АНДРЕЙ НЕМЗЕР


Всякий праздник хорош. Как говорила одна моя знакомая: "Люблю, когда меня поздравляют. Пусть даже с длинным носом". Именно на этом основана идея официального Дня города: отпуска кончились, зима катит в глаза, а тут тебе праздник - с балаганами, улично-парковой музычкой, тройками и шашлыками. Бабье лето, золотистые листья, "последний нонешний денечек гуляю с вами я, друзья!" Можно сколько угодно сетовать на безвкусицу казенных мероприятий, но настроение они подымают не только тем, кто стрижет с этой безвкусицы купоны. Отдельно - раздражение от бессмысленной траты денег, помпезных "проектов", сусальности и пошлости; отдельно - воскресный мажор с примесью некоторой неловкости: "Эту бы песню да не испортить". В результате понятная мечта: "Будет и на нашей улице праздник!"
Всякий искренний энтузиазм достоин если не признательности, то уважения. Желание лидеров правых политических сил устроить праздник "на нашей улице" никак не исключение. Неизбежен, однако, вопрос: "Где эта улица?", иными словами - для кого праздник устраивается? Для "продвинутой" молодежи? Для артистической тусовки, у которой, кажется, и будней-то не осталось? Для самих организаторов? Для потенциальных избирателей Сергея Кириенко? И здесь неизбежен вопрос попутный - а кто они? Только ли "продвинутые" двадцатилетние? Неприязнь к аляповатой помпе "новосоветского" стиля отнюдь не гарантирует любви к "новому" - у нас это обычно значит "левому", "радикальному", "революционному" - искусству. Точно так же связь эстетической левизны и политического либерализма далеко не так безусловна, как на протяжении последних недель твердили главные идеологи "Неофициальной Москвы" - известный галерист и политтехнолог Марат Гельман и критик Вячеслав Курицын. Не говоря уж о том, что в России 90-х деятели культурного андеграунда суще ствуют как своего рода истеблишмент, а "альтернативность" и декларативный отказ от "иерархии" зачастую оказываются способом утвердить свою и только свою систему ценностей. Не слишком либеральную и уж никак не либерально-консервативную, но зато крепчайшим образом сцепленную с заклятым официозом. Помнится, сражался Гельман с Зурабом Церетели - стоит себе Петр Жуткий по-над Москвой-рекой, а "прославившийся" статуеборец ваяет нам теперь "Неофициальную Москву".
Конечно, в культурной программе альтернативного фестиваля были свои радости: например, для меломанов и синефилов. Да и некоторые спектакли (пусть не премьерные) нашли себе благодарную аудиторию. И что можно возразить против подведения итогов конкурса "сетевой" литературы "Тенета"? Только то, что никакой "сетевой" литературы не бывает (бывает - вне зависимости от формы записи и бытования - хорошая и плохая). Но ведь это не аргумент. Пусть среди призеров (как по версии "профессионального жюри", так и по версии "жюри сетевого") достаточно давно печатающихся литераторов (Полина Барскова, Сергей Солоух, Эдуард Шульман, Владимир Строчков, Александр Левин и проч.), пусть другие призеры стоят на пороге публикаций, пусть наиболее разумным организаторам конкурса (азартно и бескорыстно занятым благородным делом - поиском свежих дарований) ясно, что российская словесность в Интернете - это огромная прозрачная литконсультация, где засилье графоманов не отменяет возможности появления больших талантов, пусть... - все равно в тысячу голосов будут кому положено кричать о невиданной свободе, альтернативности, одолении редакторского деспотизма. Но ведь есть у проблемы и иной ракурс: и "Тенета" осуществилась бы без "Неофициальной Москвы", и крики соответствующие мы бы услышали - а вручение премий в Доме Кино при участии Кириенко (и Гельмана) не самая важная составляющая в истории отечественной "сетевой" литературы.
Касается это и многих других программ. Хорошо, конечно, что были найдены средства, но ведь и прежде случались в Москве яркие "альтернативные" концерты, спектакли, выставки (кстати, с последними на "Неофициальной Москве" не заладилось). Полагаю, что и воскресный слет поклонников Виктора Пелевина в Битцевском лесопарке (конкурс пародийных слоганов в духе Generation "П"; конкурс портретов кумира) состоялся бы при любой погоде. Просто издательство "Вагриус" приторочило бы его к программе Московской международной книжной ярмарки. Или еще к чему-нибудь. А вот что певец Чапаева и Че Гевары, автор ядовитого - и строящегося на передержках - антилиберального памфлета, борец с тотальной "виртуальностью" российской посткоммунистической системы, низвергатель рекламы (особливо политической) используется в рекламных целях политиками, решившимися олицетворить правую идеологию и вроде бы верящими в реальность и осмысленность повсеместно оплевываемых "либеральных ценностей", - факт этот наводит на размышления. Все о том же - п раздник состоялся, но на какой именно улице?




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1