ВРЕМЯ-MN, 06.09.1999
КУПОЛА, КОЛОКОЛА И "ПУШКИНСКИЙ УГОЛОК"
СЕРГЕЙ САФОНОВ


В День города московское правительство уделило внимание изобразительному искусству.
В конце прошедшей недели культурная жизнь столицы была отмечена несколькими значительными - в понимании московских властей - событиями. Принадлежащая городу Картинная галерея Александра Шилова провела День открытых дверей, позволив всем желающим насладиться сладкой портретной живописью. Однако еще большее внимание любителей "сделать себе красиво" привлекло торжественное открытие в Гороховском переулке Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки.
Такого не удостаивались ни знаменитый акварельный виртуоз Артур Фонвизин, ни проработавший всю жизнь в сложной многослойной акварельной живописи Борис Маркевич. Толпа почитателей Андрияки собралась у стен реконструированного "готического" особняка, отличающегося, как сказано в пресс-релизе, "собственной радостной новизной, сквозящей из каждого кирпичика". Громкие милицейские команды слышались из оттопыренных карманов штатских, на первый взгляд, граждан; оркестр играл попурри из мелодий, обычно предназначающихся для оформления подобных событий; время от времени в музыке явно слышались фрагменты "Хава Нагилы". Впрочем, при приближении Юрия Лужкова музыканты как-то собрались и грянули газмановский гимн "Москва, звонят колокола!" По сложившейся московской традиции, школа получила православное благословение, в небо взмыли голуби, а мэр был объявлен почетным профессором. После чего вниманию собравшихся предстала выставка произведений новоявленного мэтра, расположившаяся на выставочной площади в 900 кв. м.
Больше всего недавние акварели Сергея Андрияки напоминают работы советских художников, прошедших в юности хорошую школу, но в сороковых-пятидесятых подвергнутых суровой соцреалистической "правке". Настолько серьезной, что после нее авторы, опасавшиеся быть вновь заподозренными в формализме, полностью отказывались от профессионального подхода к работе - поиска интересной кладки цветового мазка, ритма и соотнесения размеров цветовых пятен. На первый план в таких случаях выступало не "как", а "что" и "про что". То же и у нашего современника, обласканного на деньги налогоплательщиков. Купола православных храмов, освещенных закатными лучами, оттепель, ливень, горящие свечи, поздняя осень, мостки, уходящие куда-то вдаль через болото... Сюжеты, знакомые с детства (в более виртуозном исполнении), сделали свое дело. Имей московское правительство ясную и квалифицированную стратегию в области искусства - быть может, поддержку получил бы вовсе не Андрияка, впервые набравший в свою школу 28 учеников. А, к примеру, старейшая Московская художественная школа N1 на Пречистенке, расположенная в здании знаменитой Поливановской гимназии, славная своими традициями и ежегодно выпускающая не один десяток юных художников. А так - "звонят колокола", и все: православие-самодержавие-народность на новый лад.
Еще одно начинание реализовано неподалеку от ЦДХ. Объединение "Музеон", созданное правительством Москвы в 1992 году и взявшее под свою "крышу" уличных художников, торгующих на подступах к зданию, решило создать "новый пушкинский уголок" (формулировка устроителей). Попытки хоть как-то эстетически организовать пространство вокруг здания делаются не первый год - уже более 600 экспонатов расположены группами и в одиночку и объявлены Парком скульптуры. Теперь наряду с давно прижившимися здесь строителями коммунизма и выкрашенной в синий цвет высокой беспредметной композицией (на заре перестройки оставлена каким-то иностранцем) посетителей Дома художника будет встречать "Площадь Пушкина". Ее основу составили работы, выполненные нынешним летом в рамках 2-го Московского симпозиума по скульптуре. "Крылатый ангел вдохновения" - в центре, на высоком деревянном витом основании. Многочисленные Александры Сергеевичи и Натали - по концам радиально расходящихся засыпанных гравием дорожек. Все венчает "Фонтан любви, фонтан жи вой" (скульптор Владимир Буйначев): робкая струйка воды бьет из каменной чаши с каменными же плащом и цилиндром на краю.
Опять оркестр, трибуна, речи: "событие, за которое мы хотим поблагодарить Юрия Михайловича". Словом, "Тефаль всегда думает о нас". В самом ЦДХ - все как обычно. В залах, где в рамках "Неофициальной Москвы" планировался показ коллекции современного искусства, собранной Андреем Ерофеевым, начался ремонт паркета. Праздник пережили. Только в ушах звенят колокола.




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1