Коммерсантъ-daily 07.08.1999
Москва незлатоглавая Называться "Альтернативой" легко, потому что альтернатива этой альтернативе слишком очевидна
Екатерина Ъ-Деготь




Как сообщили на пресс-конференции (о которой вы можете прочитать на этой полосе), фестиваль искусств "Неофициальная Москва", патронируемый Сергеем Кириенко, состоится 3-5 сентября. Сам Кириенко, проявив себя человеком эры компьютера, предложил на пресс-конференции выдавать тем посетителям фестиваля, что "прошли все уровни", некие специальные призы (может быть, вторую жизнь?). Неотвратимость наступления фестиваля, однако, не отменяет вопроса о том, что же такое неофициальная Москва. Было бы сказано "неофициозная Москва", эмоционально стало бы понятнее. Но по сути дела? В программу фестиваля попало то, что не вошло в программу официального празднования, то есть порой диаметрально противоположное,-- от музыкального авангарда мирового уровня до провинциальных картинок в духе русского реализма XIX века, от новаторских спектаклей до произведений (цитирую с внутренней опаской) "единственного в России специалиста по воздействию художественной литературы на сознание человека". Составляет ли вся эта невостребованная культура какую-либо общность? Или это опять каша книжных лотков времен гласности -- Солженицын вперемешку с Хармсом, Платон с астрологией? Солженицын, Хармс, Платон и астрология за последние годы стали вполне признаны и в протежировании не нуждаются, но, может быть, в самом деле уже требуется новая гласность? Может быть, нужно опять вывалить на потребителя все, что не получило статуса в последние годы, и уже только потом смотреть, что здесь к чему и все ли стоило вываливать? Что касается слова "альтернатива", то тут устроителям повезло: его достаточно потому, что альтернатива этой альтернативе так очевидна. Националистическая риторика, эстетический консерватизм, нуворишеско-купеческий кич, хамство и нетерпимость к "другим" (на самом поверхностном уровне -- приезжим, но, конечно, любым другим), гигантомания и показуха -- все эти приметы московского стиля так хорошо известны, что все, что не есть это, узнается мгновенно. Но все же остается неясным: неофициальное -- это просто незасвеченное, обойденное вниманием, или это лучшее? У фестиваля "Неофициальная Москва" есть два пути. Один -- экспертами составленный фестиваль, представляющий авангардные культурные феномены, не пользующиеся, действительно, никакой поддержкой нынешней власти (и не только московской). Слово "неофициальный" понимается тогда как "новаторский", а неофициальное искусство становится синонимом актуального, зашкаливающего, рискованного. Это путь эстетически и социально смелый, аррогантно западнический, непопулярный в массах, но соответствующий имиджу Кириенко как "лидера молодых профессионалов" и в конечной (но далекой) перспективе выигрышный. Другой путь -- более популистский, более демократический и в каком-то смысле даже более амбициозный: фестиваль негосударственных инициатив в области культуры. В этом есть смысл более важный, чем просто реабилитация чьих-то хобби,-- это пропаганда другой (децентрализованной -- чтобы было чем дышать) культурной структуры и другого (гражданского -- чтобы было кому дышать) общества. Заявленные авторами программы "открытость к будущему, стремление к новому и интерес к иному" -- лозунги не только эстетические, но и политические: модернизм и мультикультурализм нашей страной равно упущены. Провозглашение городской (московской) идентичности вместо русской противостоит национализму и фундаментализму, а акцент на частном характере культуры децентрализует, разоружает, детоталитаризирует ее еще больше. Но тогда надо быть последовательными в провозглашении программы поддержки любых меньшинств -- казахского землячества, альтернативной музыки, украинской поэзии. Собственно, любого человека, поскольку каждый есть то или иное меньшинство -- еврей, рыжий или филателист. Стало ужасно стыдно, когда на пресс-конференции было объявлено о необходимости договориться с мэром, чтобы избавить деятелей культуры от тягот обязательной московской прописки, которую те не могут себе позволить (нет денег на взятки или покупку квартиры, нет сил общаться с московскими чиновниками). Повеяло творческими союзами, советской властью и неистребимым умением жить при ней, выбивая себе особые льготы; хотелось, чтобы веяло пониманием сути демократии и желанием бороться за уничтожение как ограничений, так и льгот. Другой момент непоследовательности в политике поддержки маргинального как единственно гражданского -- кое-где прорывающиеся попытки создать какую-то "полную картину". Так, художественная программа, базирующаяся на идее охватить "всю географию Москвы и все направления" (включая явный кич) -- не только невыигрышна, но и тоталитарна по сути своей, поскольку зовет к насильственному синтезу идеологически противостоящих друг другу направлений. Так, впрочем, сейчас принято. В целом программа "Неофициальной Москвы" по своей структуре напомнила досуговый рекламный журнал типа недавней "Вечерней Москвы" или нынешней "Афиши" -- помимо театров и кино, тут есть рубрики "дети" и "ночные клубы", а также рестораны и казино, -- все что угодно. Вообще представление о том, что гражданское общество проявляет себя в сфере досуга и светской жизни, в последние годы в нашей стране возобладало. Ну что ж, начнем с этого.




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1