ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ), 07.09.1999
Случайная связь

Петр ПОСПЕЛОВ


В то время как День города катился по улицам и рвался в окна, фестиваль "Неофициальная Москва" был разбросан по явкам, никак не заметным внешнему глазу. Народное представление "Школяр в раю", сочиненное в XVI веке, но понятное любому нынешнему ребенку, логично было бы играть на каком-нибудь тихом городском углу, радуя гуляющие семьи, - но оно было заточено в арендованный 100-местный зал "Красных палат", где стены были украшены странной смесью пейзажей и плакатов, самый заметный из которых гласил: "Случайная связь промелькнет как зарница, а после, быть может, болезнь и больница". Программа "позитивных вибраций" (музыка в стиле "рэгги" и "даб") подошла бы любой открытой площадке на видном месте города, однако вся публика была отправлена в тесный овраг Нескучного сада, а музыканты пели из-под моста. Во всем этом была клубная и альтернативная прелесть; пусть было странно и чуть досадно пробираться с одного неофициального мероприятия на другое через праздничные пробки в окружении волн молодежи, расходившейся с гуляний и каруселей.
Музыкальная программа "Неофициальной Москвы" (кураторы Юлия Бедерова, Дмитрий Ольшанский, Александр Дельфин и другие) адресовалась ценителям самого разного толка. Между тем тот, кто выбрал одно любимое и опробованное блюдо, думаю, проиграл: удача музыкальной программы в целом оказалась в том, что аккурат до начала регулярного сезона, в который каждый отправится своими привычными маршрутами, она задала диапазон музыки вообще, объединив под одной вывеской явления, подчас не имеющие общихкритериев оценки.
Я не знаю, хорош или не очень был чернокожий Mad Professor из Лондона (об этом пусть судят мои коллеги, понимающие толк в музыке "даб"), - но факт, что он предъявил нам тип мышления, превосходно существующий в эпоху, когда уже и джазу, и поп-музыке учат в консерваториях. Форма у Профессора никак не соотносится с культурными представлениями об архитектонике, убойное звучание семплов никак не рефлектирует на тему "живое-неживое", чувственная основа не входит в прейскурант эмоций MTV, очертания тел певиц не ведают о канонах голливудской красоты. Низовая этно-компьютерная культура демонстрирует себя в счастливой самостоятельности. На другом полюсе - тоже своего рода низовая культура: стихийное молодежное движение старинной музыки во главе с интеллектуалами из консерватории (руководитель программ - музыковед и певица Мария Батова). Никакой эзотерики, никакой демонстрации специальных знаний - старинная музыка исполняется с лучистой веселостью и искренностью студенческого театра. Бывает и так, что из среды энтузиастов показывается яркий артист: молодой контртенор Юрий Борисов жеманно и со вкусом спел чувствительные песни Джона Доуленда, заодно сыграв роль в стиле "Контракта рисовальщика" или "Опасных связей".
Мечась между неофициальными полюсами, я, приходя куда-нибудь, узнавал, что самое лучшее пропустил: "Ты не слышал Пятраса Вишняускаса - такого уровня джаза в Москве никогда не было!" "Ник Рок-н-Ролл - это была настоящая изюминка!" Из того, что я в силах был услышать и оценить, самым содержательным мне показался марафон "Джаzz Off" во МТЮЗе. Альтернативные музыканты со стажем, накопив профессионализма и известности, честно и серьезно пытались превзойти самих себя десятилетней давности. Виртуоз ударных Владимир Тарасов строго сыграл рафинированный композиторский опус с элементами запланированной случайности. Татьяна Гринденко сделала попытку обрести сакральное пространство анонимности, одев свой ансамбль в черные маски и прослоив музыку Филипа Гласса кусочками из Шнитке и Вивальди. Трубач Вячеслав Гайворонский выпестовал в дуэте превосходную партнершу - аккордеонистку Эвелину Петрову. Контрабасист Владимир Волков ангажировал в свое мрачно-нежное трио нервного певца Леонида Федорова ("АукцЫон") и фольклорного исполнителя Сергея Старостина.
Не украсил программу, при всем блеске своего ремесла, ансамбль "Хуун-хуур-ту", предложив товарно-гастрольный вариант тувинского горлового пения. Самыми диковинными, почти как Mad Professor, оказались музыканты-компьютерщики-актеры челябинского ансамбля НХА - но слушать их осталось 20 человек.
На следующий день Татьяна Гринденко сняла черную маску и отправилась играть на муниципальном фестивале "Московское действо". А Мария Батова, с опозданием узнав, что ее выступление является не просто подпольным писком энтузиастов, а частью антилужковской акции, даже написала возмущенное письмо в интернетовский "Русский Журнал", где настаивала на независимости искусства от политических интересов. Увы, г-жа Батова не права: большинство ее любимых музыкантов служили при дворах, украшая политический имидж тех или иных королей и герцогов, - в чем, возможно, было приятно убедиться заказчику фестиваля (Сергею Кириенко) и его подрядчику (Марату Гельману), в ходе инспекции фестиваля посетившим концерт лютневой и вокальной музыки Возрождения. Другое дело, что амбициозный политик, если уж хочет иметь своих артистов, должен получше им платить: для некоторых музыкантов участие в фестивале вообще обернулось не заработком, а тратами. Не изведав в эти прекрасные сентябрьские дни ни любви, ни выгоды, многие участники "Неофициальной Москвы" вступили с культурной политикой всего лишь в случайную связь, которая, скорее всего, промелькнет как зарница.




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1