ИЗВЕСТИЯ (РОССИЯ), 07.09.1999
Художественной жизни у нас нет

Ольга КАБАНОВА


По части выставок День города - и официальный, и альтернативный - практически не состоялся. Оно, может быть, и правильно, День города - это прежде всего массовые гуляния, нечто, должное заменить бразильский или венецианский карнавал, а не результат продуманной выставочной политики. Более полувека в России действовала единственная форма народного гуляния - майская и октябрьская демонстрации, - где люди топали под духовой оркестр, вместе пили, охотно пели и оттого ликовали. И как не возрождай Масленицу или День города, необходимо время, чтобы сложились новые ритуалы. Да и больших мастеров режиссуры площадных действ пока у нас не замечено. И это, увы, реальность. Зато оформление города могло бы в эти дни быть повеселее - уж графических дизайнеров - виртуозов в изготовлении ярких и смешных плакатов народилось у нас благодаря рекламе много и хороших. Почему их не ангажировали ни официальные ни альтернативные организаторы праздника - тайна. Хотя альтернативные картинки "Неофициальной Москвы" с шагающими и трубящими домиками, со смешными и непритязательными надписями, нарисованными художником детских журналов Юрием Гордоном, куда симпатичней оккупировавших Тверскую растяжек, где скучными буквами перечислены скучныеисторические факты.
Главным официальным художественным событием Дня города стало открытие Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки. Приличного, но не хватавшего звезд с неба художника, такого же, как тысячи подобных, почему-то решено было сделать любимцем московского мэра. Поверить, что сам Юрий Михайлович когда-то заметил банальнейшего Андрияку, трудно. Но теперь он официальный фаворит. И у него, как у Шилова, есть свой дом в городе. Скоро будет свой музей и у Глазунова, если, конечно, Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина не удастся отвоевать у заметно поистратившего свою грандиозную популярность живописца спорное здание бывшего Дома культуры и техники. Даден высочайшем мэрским повелением особняк и Церетели - для организации там музеясовременного искусства.
Если в каком-то другом искусстве трудно определить генеральную официальную линию, то по части изобразительного искусства вкус городских властей четко выражен. И вот здесь, казалось, и должна быть предъявлена альтернативная художественная политика.
Главное художественное событие "Неофициальной Москвы" не состоялось. Выставку "Неофициальное искусство 80-90-х", подготовленную Андреем Ерофеевым, не смогли открыть. В отведенных ей залах Центрального дома художника случился неожиданный ремонт. Навсякий случай.
Второй удар неофициальной программе нанесли свои - несколько известных частных галерей и организаций, связанных с современным искусством, в альтернативном празднике участвовать отказались. Аргументировали они свое решение по-разному: кто невысоким уровнем программы фестиваля, кто нежеланием быть ангажированным Кириенко, кто честно признался в опасении испортить отношения с мэрией - никому ведь не хочется лишиться своего подвала или чердака. В других помещениях галереи не располагаются.
Мне кажется, не стоит относиться к факту измены неофициальных галерей неофициальному празднику трагически. Это их, галерейщиков и галерейщиц, а также директоров карманных институтов современного искусства, частное дело. Видимо, нет у них с московскими властями никаких, даже стилистических, разногласий. Да и в художественной жизни Москвы, отчаянно, честно говоря, скучной, их роль невелика. Вот откроется в ГМИИ имени Пушкина выставка графики нью-йоркской школы, мы и увидим настоящую альтернативу активным, но допотопным художникам - любимцам официальной Москвы.




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1