"Новые Известия", 10.08.1999
День чувака от Сергея Кириенко
Дмитрий Смолев


Организаторы фестиваля "Неофициальная Москва" сами себе скомандовали "внимание - марш!", устроив презентацию стиля грядущего мероприятия. А "на старт!" прозвучало около месяца назад, когда претендент на должность городского головы Сергей Кириенко заявил, что нынешние столичные власти насквозь коррумпированы и совершенно не умеют веселить людей. По всей видимости, первое вытекает из второго. Немедленно в дело исправления нравов путем проведения альтернативного Дня Города в те же сроки, включились активисты: галерист Марат Гельман, литературный критик Вячеслав Курицын и другие продвинутые интеллектуалы. Могло показаться, что энтуазистический пыл сторонников культурного обновления используют в чужой политической игре, однако некоторое знакомство с обычаями наших "неформалов" позволяет предположить, что все обстоит ровно наоборот.
Спору нет, лужковские Дни города заслужили те эпитеты, которыми их из года в год награждают. Встретить хоть одного совершеннолетнего, не очень пьющего гражданина, хоть с неполным средним образованием, кто бы лестно охарактеризовал официальные московские увеселения, до сей поры не удавалось. Матрешечные псевдонародные гуляния, конкурсы рисунков на асфальте, транспаранты "как много в этом звуке" и кульминационные концерты заезжих звезд очень напоминают пузыри на поверхности, создаваемые глубинными перемещениями бюджетных и внебюджетных средств.
Альтернатива, предложенная "Неофициальной Москвой", чем-то схожа с сюжетом рязановской "Карнавальной ночи". Исполнители ключевых ролей - товарища Огурцова и затейницы Крыловой - определены, остальные пока требуются. Неплохой шанс на воплощение образа есть у анонимного эссеиста, чей многостраничный доклад (правда, без заголовка "Есть ли жизнь в столице?") организаторы довели до внимания прессы. Из него, как и из прочих материалов, с неизбежностью следует: участники фестиваля - единственно живые, подлинно прогрессивные, не захваченные плесенью конформизма субъекты культурного процесса Москвы. При этом если в художественной части обещаны "все ведущие галереи" и "наиболее значительные художники последнего десятилетия", как давно и безапелляционно привык Марат Гельман именовать своих друзей и знакомых, то, скажем, на театральном мини-фестивале можно будет узреть лишь "ростки нового театра". Участники "Целлулоидной альтернативы", то есть деятели параллельного кино, намерены бравировать своей неангажированностью и презрению к "мейнстриму", а среди мероприятий литературного толка значатся слеты поклонников Виктора Пелевина и Макса Фрая - вполне коммерчески успешных авторов.
Сказанное не означает, что компоненты фестиваля заранее плохи. Чем можно загодя попрекнуть представительную "Рок-альтернативу" во Дворце Молодежи или тем более празднование 100-летнего юбилея Андрея Платонова с участием дочери писателя в книжном магазине "Англия"? В том и дело, что едва ли не все анонсированные мероприятия, хорошие и разные, готовились задолго до теперешнего фестиваля и состоялись бы в любом случае.
Москва, конечно же, не "старушечий" город, как иронически сказано в одном из фестивальных текстов, но и не город только для "чуваков и чувих" или же интернетовских завсегдатаев. Можно не сомневаться, на большинстве фестивальных площадок будет преобладать привычная, "своя" публика, что абсолютно нормально для элитарных или самодеятельных проектов. Обещанные же массовые мероприятия, вроде массового митинга на Пушкинской площади и прилегающих бульварах, неизвестно еще, станут ли отличаться в лучшую сторону от официальных гуляний.





© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1