Нижегородские новости, 11.09.1999
"НЕОФИЦИАЛЬНАЯ МОСКВА" КАК ЗЕРКАЛО РОССИЙСКОЙ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ
Сергей Волохов


В Москве произошло событие в высшей степени незаурядное. Впервые за последние 13 лет День города проводился не только властями, но и самими москвичами. В устоявшийся сценарий праздника с его лубочно-матрешечной и - казенно-патриотической в одно и то же время символикой неожиданно для всех и прежде всего для самих москвичей внесено творческое разнообразие.
Задействован долгое время находившийся под спудом огромный культурный пласт, который власти упорно не замечали, - неформальные объединения художников, галереи современного искусства, самодеятельные театральные коллективы, различные клубы. По сути дела, впервые получили возможность публично заявить о себе целые новые направления искусства.
Значимость происходящего станет ясна, если вспомнить, что общественная жизнь столицы более, чем где-либо в России, находится под гнетом административной системы неосоветского образца. В городе августовской революции 1991 г. почти из трехсот действовавших некогда комитетов общественного самоуправления осталось только два. Созданная после разгона Моссовета в 1993 г. карикатурная Московская городская Дума по праву заслужила прозвище "карманной", а взращенная на основе омоновского беспредела октября 1993 г. "демократия" лужковского разлива означала полное всевластие градоначальника во всех вопросах, касающихся жизни Москвы и москвичей, включая вопросы культурные.
И вот теперь в фасаде показушного официозного единодушия пробита брешь. Произошло это не вдруг - Москва, как известно, не сразу строилась... Первым ударом.по насаждаемому в общественном сознании мнению о "безальтернативности" Юрия Лужкова как "отца" города и прямого кандидата в "отцы" всего-"Отечества" стало заявление лидера "Новой силы" Сергея Кириенко о его готовности вступить в борьбу за пост мэра на перенесенных по прихоти мэра выборах.
Следующим шагом стало создание общественной группы "Московская альтернатива". Созданная ею "горячая телефонная линия" стала реальным прообразом системы народного опроса и голосования. Она прорвала информационную блокаду, установленную московскими властями в столице, сломала запрет на критику москвичами Юрия Лужкова и его действий. Осознав это, руководители департаментов и префектур бросились публиковать "горячие телефоны" своих собственных прямых линий.
Эксперты "Московской альтернативы" получили множество предложений о поддержке и сотрудничестве. Именно тогда родилась идея впервые в истории современной Москвы отдать сценические площадки столицы не платным псевдофольклорным ансамблям, работающим на конвейер, не штатным поп-соловьям, подкармливаемым из закромов "Отечества", а настоящему современному народному искусству - тем его деятелям и творцам, кто создает новое по форме и содержанию искусство из любви к прекрасному, из естественной для свободного человека тяги к свободному самовыражению.
От заявки на проведение фестиваля "Неофициальная Москва" до его проведения "Московская альтернатива" прошла через все традиционные для новых начинаний испытания. Сперва пресса пыталась углядеть якобы политическую подоплеку праздника, а когда это не получилось, попыталась очернить организаторов и участников фестиваля. Попутно закрывались для массовых мероприятий уже заявленные альтернативщиками площадки, оказывалось давление на возможных участников альтернативного праздника.
В конечном счете организаторы "неофициального" фестиваля вынудили считаться городские власти с собой и с людьми, которых они представляют. Если первоначально отрицалась сама идея неофициального праздника, то в итоге вице-мэр В.Шанцев официально одобрил его программу и выделил запрошенные площадки.
Немаловажно, что успех альтернативного празднества прямо или косвенно поставил под вопрос хваленую эффективность лужковской системы администрирования. С учетом того, что сами жители столицы без опоры на гигантские административные и материальные ресурсы, которыми располагает мэрия (по сообщениям СМИ, на празднование Дня города потрачено 50 миллионов рублей, из них только 10 - спонсорские), сумели провести такой праздник, напрашивается вывод: в столице возможны куда менее затратная экономика и куда менее многочисленный чиновничий аппарат.
Принимавшие участие в организации фестиваля Сергей Кириенко и его движение "Новая сила" рассматривают успех "Неофициальной Москвы" как еще один шаг на "пути создании в России гражданского общества, в котором власть представляет интересы избирателя, а не помыкает им, прикрываясь лозунгами об интересах народа. То, что шаг этот сделан именно в Москве, в этом бастионе новорусского номенклатурного капитализма, где сосредоточены основные силы чиновничьего реванша, особенно важно.
Россия должна видеть, что ей предлагается в качестве модели будущего, и осознанно решать, что она выбирает. Вариант первый, лужковский, - всевластие бюрократии, ведущее страну в экономический, политический и культурный тупик. Вариант второй, за который выступают Сергей Кириенко и его сторонники, - гражданское общество.




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1