Московские новости, 14.09.1999
СНЕГУРОЧКА РАСТАЯЛА
НИНА АГИШЕВА


Новый спектакль в Российском молодежном театре. Новый сезон театр начал участием своего премьерного спектакля "Шаман и Снегурочка" в фестивале искусств "Неофициальная Москва". В афишу фестиваля из режиссеров с именем попали только Александр Пономарев со "Снегурочкой" да еще почему-то Юрий Погребничко со старым спектаклем "Три сестры", авторы же остальных вылезших из подвалов и спустившихся с крыш постановок были принципиально неизвестны.
Хотя спектакль РАМТа - это синтез "Снегурочки" Александра Островского, "Снежимочки" Велимира Хлебникова и русских обрядовых песен, в первые минуты представления думаешь: как были бы счастливы на нем те, кто в незапамятные времена призван был охранять тюзовскую сцену от всякой ереси! Все идет по сюжету классика, Снегурочка чиста и прекрасна, массовка долго и старательно исполняет русское народное а-ля ансамбль Дмитрия Покровского. Словом, дети скучают, начальство довольно. Зал оживляется, когда появляется Мороз - его играет сам Пономарев - при галстуке и с заграничным чемоданом. Режиссер заявляет фарс и начинает, конечно же, сокращая текст, весело мешать лирику, пародию и фольклор. Одно время эта эклектика, гордо названная постмодернизмом, была объявлена новой художественной реальностью - сейчас это уже пройденный для модернистов этап. Все правильно: Пономарев, в свое время выпускавший необычные музыкальные спектакли по творчеству малоизвестных тогда поэтов, и по своим пристрастиям, и по мироощущению уже давно не авангардист. Таковым он остается разве что для РАМТа, молодежь которого буквально влюбилась в него во время работы над спектаклем "Победа над солнцем" по Крученых.
Тонкая, акварельная музыкальная партитура (в программке сказано - музыкальная канва) соседствует в новой постановке с откровенным шаржем, когда царь (его опять играет сам режиссер) возлежит на подушках "от Версаче" и являет миру всю глупость и лживость, положенные царям, или когда Елена будет соблазнять Леля, бегущего от нее, словно черт от ладана. Ядреная и хваткая, в стиле девочек из ближнего Подмосковья, Купава и циничный ленивый Лель уже мало напоминают персонажей сказки Островского, но понятны и близки залу. По начальному замыслу Снегурочка должна была научиться среди людей любви - рядом с Шаманом она научилась не говорить "нет", а также петь и танцевать. В музыкальной части спектакля, традиционно для него дорогой, режиссер не позволяет себе вольностей: языческие обрядовые песни исполняются со страстью и всерьез, без тени иронии. Молодые актеры стараются вовсю, не без труда возвращаясь к капустнику. А зрителям капустник нравится - не на фольклорный же концерт они пришли, в самом деле.
Для по-прежнему интеллигентной, но ищущей каких-то перемен (что видно было и по спектаклю Алексея Бородина "Марсианские хроники") сцены Молодежного театра работа с Пономаревым безусловно полезна. Как и сами создатели студий, которых уже никак не назовешь сегодня "неофициальными" или непризнанными, вполне созрели для работы на большой сцене (хотя их там и не всегда ждут). Не случайно Михаил Мокеев, например, собирается выпустить в этом сезоне сразу две пьесы в "ортодоксальных" театрах. Другой вопрос, что рассчитывать в этом случае скорее приходится на живые, занятные, а не на цельные и гармоничные спектакли.




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1