ИТОГИ, : 14.09.1999
ПАРАД
Леонид Самоцветов


На протяжении трех теплых сентябрьских дней москвичи и гости столицы имели возможность испытать настоящий культурный шок Наряду с рутинными мероприятиями московских властей на нескольких десятках площадок столицы художники, артисты, литераторы, кинематографисты, музыканты устроили свой, альтернативный, праздник.
Изобразительное искусство. Похоже, что из всех искусств важнейшим для нас оказывается все-таки изобразительное. Поскольку только в номинации "ИЗО" случился скандал. Даже два. Во-первых, по неясным причинам не удалось осуществить самый вожделенный арт-проект фестиваля - выставку "Российское искусство. 1980 - 1990 годы", представляющую государственную коллекцию современного искусства при музее "Царицыно". (Пришлось ограничиться ее интернетовской версией.) Во-вторых, несколько уважаемых институций, работающих с современным искусством, в последний момент включились в лужковский День города. Оправдывая себя в том числе и тем, что в передовой - или по крайней мере считающей себя таковой - "Неофициальной Москве" участвуют непередовые и коммерческие галереи, пролезшие туда на халяву (за бесплатную страницу в каталоге фестиваля). Что действительно так, но про эти галереи писать не будем. А будем - про действительно передовые арт-проекты, тем более что они совпали по сюжету. Сюжет этот - в конфликте (или синтезе) приватного и общественного.
Художник Валерий Айзенберг превратил собственное жилье в галерею и устроил там выставку десяти художников под ностальгическим названием "Москвичка". Участники выставки размышляли о своем московском житье-бытье (например, холст под названием "Уничтожение химеры эклектики "Черным квадратом" К. С. Малевича" художник Владимир Сальников посвятил известному градостроителю-эклектику Ю. М. Лужкову). Но важна даже не тема, а сам жест: вместо квартиры художника - общедоступная галерея.
По такому же принципу была задумана "специальная выставочная акция" (так в пресс-релизе) "Дом" - работы тридцати современных московских художников в общежитии Литинститута. Работы отменные, но комнаты, а также кухни, коридоры и санузлы оказались еще отменней (кто хоть раз был в месте под названием "общежитие", тот поймет, что имеется в виду). Начинающие писатели радушно приняли знаменитых художников, и московское современное искусство в очередной раз переплюнуло московскую современную литературу. Которой, мягко говоря, не густо: те же возвышенные студенты Литинститута ориентируются на журнал "Наш современник" (как явствует из плакатиков на стенках комнат) или, в крайнем случае, на мемуары Андрея Вознесенского (как явствует из книжечек у изголовья).
Ну и последнее - выставка "Сваренные" Владимира Архипова в Галерее М. Гельмана. Тут все наоборот: не искусство - в люди, а людей - в искусство. Архипов много лет собирает полезные в быту штучки деревенско-поселковых кулибиных, которые (штучки) сотворены по причине глубочайшей бедности. Коллекция называется "Музей современных вещей". На выставке была показана всякая всячина (санки, крючок для туалета, тележка для капусты и т. д.), при изготовлении которой использована сварка. Но когда эти затейливые вещи подписывает художник Архипов - появляется художественный проект. А когда разнокалиберные художества подписывает политик Кириенко - появляется арт-программа фестиваля "Неофициальная Москва".
Театр. В первую очередь надо понять, почему в театральной программе фестиваля оказались некоторые спектакли, и сразу отставить в сторону, например, "Шамана и Снегурочку" Александра Пономарева, регулярно и вполне официально идущего на большой сцене Молодежного театра, и "Три сестры" Юрия Погребничко в весьма известном и живущем на госдотации театре "ОКОЛО дома Станиславского". Видимо, их появление связано с тем, что у Пономарева давняя репутация авангардиста (оттого, что он любит работать с русским авангардом первой половины века), а Погребничко, вот уже 20 лет верный нищей эстетике "театра в подворотне", считается режиссером антибуржуазным и левым. Наверное, придется исключить "Как я съел собаку" Евгения Гришковца и "Невольные переводы из Шекспира" "Черного театра", поскольку они не московские, а приехали из Калининграда и Челябинска. Кроме того, капустник челябинцев, где они "твардовским" стихом, пародируя советские военные спектакли, исполняли историю про Отелло и в скоморошеско-ф илатовском духе - про Гамлета, конечно, забавен (особенно когда весь зал, включая важного гостя Кириенко, как на елке, вызывали Призрака с ватной бородой словами "раз-два-три-четыре-пять, выходи, едрена мать"), но к "неофициальному искусству", безусловно, отношения не имеет. Все остальное можно считать правильной подборкой независимых, некоммерческих театральных групп Москвы.
Все они в той или иной степени интересны, как, например, попытка Игоря Лысова, преданно следующего за своим учителем Анатолием Васильевым, сделать театральными философские рассуждения Томаса Манна ("Доктор Фаустус" в театре "К.л.а.с.с."). Или спектакль "Неотменимая модальность зримого" по "Улиссу" группы "Поиск предмета", работающей в медитативной манере Клима. Или прихотливо составленный из монологов "Грозы" спектакль "Катерина Кабанова как она есть" (театр "Д.Ц.Т.Д." Юрко Яценко). Или стебное вампирско-эротическое действо под названием "Ромео и Джульетта" "Прок-театра" Владимира Епифанцева. Чаще всего эти спектакли раздражают, кажутся претенциозными и вторичными. Но, по-моему, сейчас разумнее не оценивать их с точки зрения качества, а просто дать им возможность жить.
Ведь с тех пор, как в постперестроечную эпоху зачахло большинство столичных экспериментальных независимых трупп, "Неофициальная Москва" - это первая попытка подсчитать выживших и новорожденных. Еще года два-три назад составлять программу такого фестиваля было не из чего. И если теперь появится наконец открытая площадка для всех экспериментов (над этим проектом уже давно бьются энтузиасты, но все упирается в отсутствие помещения), тогда, может быть, и появится что-то, чье качество можно будет обсуждать без всяких скидок.
Кино. Продемонстрировать иные эстетические измерения в сфере кино было особенно непросто. Во-первых, таковых в России практически нет. Во-вторых, те, что есть, вполне доступны. Фильмы режиссеров-параллельщиков (мини-фестиваль журнала и клуба "Сине-фантом"), которые "Неофициальная Москва" показывала под открытым небом возле клуба-галереи "Ротонда", конечно, собрали свой круг любопытствующих, но эти же фильмы можно регулярно смотреть и в Музее кино. Все студенческие короткометражки, отобранные для акции (их показывали в клубе "Парк"), легко поглядеть и дома, купив две кассеты студии "Союз" (эти фильмы и кассеты отрецензированы в этом же номере "Итогов"). Кроме того, студенческая программа была составной частью и кинофестиваля в Сочи, и недавнего ММКФ.
Наиболее неожиданные фильмы шли в Центральном Доме кинематографистов: советские, в основном, 50 - 60-х годов, позабытые и современным зрителем, и телевидением. Как сочли устроители программы, все эти фильмы запечатлели ушедшую Москву, которая гораздо лучше теперешней. Но альтернативную и просто молодежь они, разумеется, не слишком-то увлекли.
Вероятно, ничего другого придумать было и нельзя. "Кинематографическая акция" не была и не могла быть чем-то реально "альтернативным" и "неофициальным". Все ее программы были необычны только для Дня города. Для многочисленных отечественных киномероприятий, в том числе и московских, они весьма привычны.
Музыка. Пожалуй, единственной частью праздника, где предложенные правила игры идеально подошли участникам, оказалась музыкальная программа "Неофициальной Москвы". И ее устроители не упустили своего шанса. Граница между истеблишментом и альтернативными направлениями просматривается в музыке достаточно четко. Ни симфонические концерты, ни поп-шоу невозможны без солидных средств, а значит и без признания властей. Остается огромное количество экспериментальных направлений, не попадающих в поле зрения широкой публики и прессы. Ими уже много лет занимаются серьезные люди - руководитель авангардного фестиваля "Альтернатива" Дмитрий Ухов, рок-продюсер Дмитрий Ольшанский, музыковеды и исполнители с консерваторским образованием Светлана Савенко, Юлия Бедерова, агентство Green Wave и многие другие. Нашим продюсерам не хватает только денег. Получив средства, они распорядились ими толково и артистично, распределив разнородные "неофициальные" направления по нескольким фестивалям.
В центре внимания оказалась собственно альтернативная музыка: та, которая не может быть целиком записана нотами, а смыкается с одной стороны с перформансом, а с другой - с шумовыми эффектами. Эта музыка была живописно и разнообразно представлена на фестивале Джаzz-off, включавшем современный джаз, новую академическую и этническую музыку, мультимедийные проекты и так далее.
Были на фестивале и тувинский квартет "Хуун-хуур-ту" с мистическим горловым пением, и авангардные импровизации саксофониста Пятраса Вишняускаса, басиста Владимира Волкова и барабанщика Клауса Кугеля, и выступление знаменитой российской "Академии старинной музыки" Татьяны Гринденко, участники которой оделись в черные балахоны и полумаски, назвались загадочным именем Opus Posth и сыграли пьесы Company классика современной американской музыки Филиппа Гласса и "Зима-гололед в Москве" популярного авангардиста Александра Бакши. Даже завсегдатаи не опознали ансамбль Гринденко, что оказалось одним из ключевых эффектов фестиваля: как только звуко-визуальную акцию удается отнести к тому или иному жанру, она перестает быть фактом "альтернативной" музыки. Подобным, не поддающимся жанровой классификации, был и "Фестиваль Позитивных вибраций "Пуш-Пуш-Кинг-2" в Нескучном саду - там звучали азартные африканские ритмы в исполнении московских и питерских музыкантов, а также афроамериканца из Лондона по кличке Mad Professor, живого классика "даба" - медитативного музыкального стиля, восходящего к ямайскому "рэггей". Однако были в музыкальной программе "Неофициальной Москвы" и вполне традиционные фестивали - "Рок-альтернатива" в Московском дворце молодежи, объединившая новые и наиболее популярные среди молодежи группы из Москвы, Петербурга, Тюмени, Екатеринбурга; экзотические программы произведений европейского Средневековья и Возрождения в исполнении Коллегии старинной музыки Московской консерватории; клубные программы, в которых конкурирующие площадки с помощью Интернета превратились в единое музыкальное пространство. Но именно благодаря их формальной неуместности в авангардном контексте, эти программы в целом тоже можно было назвать "альтернативными" акциями.
Фанатам авангардной музыки оставалось только сожалеть, что интересные концерты порой совпадали по времени.
Литература. Нынешняя литературная ситуация в отличие, скажем, от художественной характерна видимым отсутствием своей официозной составляющей. Говоря проще, деление словесности на неофициальную и официальную предельно затруднено в силу исчезновения последней. Говоря еще проще, нынешним властям вся эта литература - по барабану. Литератора никто не пестует, не покупает, не заказывает ему гимнов, не селит на дачах и не обзывает инженером человеческих душ. Правда, никто его и не преследует. Писатель стал чем-то вроде неуловимого Джо. Что, на наш взгляд, ему только на пользу.
Поэтому толково объяснить, почему тот или иной из выбранных оргкомитетом фестиваля писателей является неофициальным, и является ли, наоборот, официальным любой из невыбранных, непросто. Но и не нужно. Ибо суть, понятное дело, не в персональном списке действующих лиц, а в жанровом характере предложенных акций. Официальными или неофициальными продолжают оставаться не субъекты литературы и даже не их произведения, а формы и способы существования литературной материи. Позиция кураторов литературной программы была достаточно внятно сформулирована ими самими: "Живая, т.е. актуальная, литература в Москве по-прежнему ведет "андерграундный", т.е. независимый ни от чего, кроме собственных потребностей, образ жизни. Клубно-салонно-журнальная деятельность самодостаточна, поскольку малозатратна, а аудитория обычно ограничивается самими творцами, их ценителями и критиками". Идея фестиваля - преодолеть самодостаточность и ограниченность аудитории хотя бы на пару дней. Существенное расширение круга ценителей - это уже сверхзадача. Фестиваль состоялся. Все его события не перечислишь. Упомянем несколько из них, тех, что показались похарактернее.
Крымский клуб, например, провел в помещении Литературного музея "круглый стол" под названием "Литературные лимитчики", где московские писатели немосковского происхождения, такие, как Андрей Битов, Вячеслав Курицын, Игорь Сид и другие, предавались осмыслению своего жюльен-сорелевского опыта. Жалко лишь, что тональность безусловно важного разговора время от времени сбивалась на "сами мы не местные... ночуем на вокзале...". В том смысле, что тяжело писателю без столичной прописки. Попутно заметим, что неписателю - не легче. Согласен, грешно смеяться над реальными человеческими проблемами. Никто и не смеется. Просто неправильно валить в одну кучу все проблемы сразу, ибо это верный способ не решить ни одной.
А в Музее Маяковского прошел "Вечер новой любовной лирики". Естественно, что ключевым словом в бесхитростном названии вечера служило слово "новая". То есть лирика "любовная", но "новая". "Новая", но зато "любовная". Понятно? Ряд событий был связан с таким набирающим обороты феноменом, как сетевая литература. В Центральном доме кинематографистов, в частности, были объявлены имена призеров литературного конкурса "Тенета-Ринет'98".
Наиболее массовыми акциями оказались слеты (согласен, слово кошмарное, но именно так в программе) поклонников (тоже словцо) Виктора Пелевина и фантаста Макса Фрея. Факт сугубой неофициальности именно этих персон представляется наиболее дискуссионным, но кураторам виднее.
Что из всего этого интересно, а что нет, при такой массированной атаке всех сразу родов войск понять невозможно. Но это, судя по всему, и не предполагалось. А предполагалась лишь попытка продемонстрировать тем, кто по разным причинам "не в курсе", саму возможность существования иных эстетических и жизненных измерений. Показать (не доказать, а именно показать), что литература - это дело совсем не страшное и, главное, не такое уж и скучное. Типа - "Пишите с нами". Или же - "Читают все!!!" n При участии Дины Годер, Ярослава Седова, Николая Молока, Федора Ромера, Льва Рубинштейна




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1