"Время МН" 23.08.1999
Никакой альтернативы
Алена Солнцева


Проведение альтернативного Дня города в качестве пропагандистской акции оппозиционного правого политического движения поначалу показалось любопытным ходом. Суть идеологических расхождений между различными партиями для обычного человека представляется довольно туманно. Подробности экономических программ без специального образования понять и оценить сложно. Каким образом кто из претендентов собирается бороться с казнокрадством, дураками и бездорожьем - не ясно. Но если предположить, что программа по обустройству страны основана на каком-то целостном мировоззрении, то по части, что располагается в относительно доступной для широкой публики области, можно судить о целом. При Советах культурная политика была одним из мощнейших рычагов воздействия на сознание народа, а кино, цирк и балаган объявлены важнейшими из искусств. Полное равнодушие нынешней власти к этой сфере - реакция, может быть и естественная, но затянувшаяся.
Наличие у политического движения разработанной программы в области культуры - или даже просто желание об этом думать - можно считать признаком хорошо подготовленной позиции. Когда Сергей Кириенко по телевизору произнес слова о необходимости противопоставить лужковским пляскам под гармошку продукцию нормально развитой городской культуры, создалось впечатление, что самодеятельным массовикам-затейникам с полувековым стажем нашлась серьезная замена, новое поколение профессиональных политиков обратилось к экспертам и нашло способ организовать городской праздник на достойном уровне.
Однако быстро выяснилось, что речь идет вовсе не об увеселениях, а не больше не меньше чем о презентации манифеста андерграунда, о предъявлении обществу некоей обширной "подводной части", которая "всегда существовала рядом с официальной Москвой как проявление инстинкта самосохранения культуры". Оппозиция официальное\неофициальное подана как синоним поддерживаемого\запрещенного и снова рассматривается как духоподъемный лозунг. В связи с этой прелестной стилистикой в появившихся материалах основное место оказалось уделено критике главного идеологического противника - Юрия Лужкова и его стиля, описываемого как "имперский", "ретроградный", "помпезный", "неоригинальный". Что справедливо, хотя и не ново. Но в конце концов необходимо перейти к существу своих, тем более, что если "Лужков консервативен и работает на подавление творческой энергии", то фестиваль "Неофициальная Москва" служит выражением абсолютной позитивной программы, оптимистической жизненной позиции." В общей части концепции весьма убедительно говорится о необходимости дать шанс для "альтернативной социализации", о "поликультурной энергетике мегаполиса", о "поддержке тех, кто пытается сам пробить себе дорогу." Однако в рассказах о конкретных планах и предложениях фестиваля убедительность редко иссякает. Если кому-то по наивности могло показаться, что ему вот-вот откроют таившийся в подполье огромный материк неизведанной и загадочной альтернативной культуры, то его ждет серьезное разочарование. За призывами к преодолению культурной изоляции и маргинальной замкнутости, к выходу на потенциальную аудиторию, из которой можно "рекрутировать новых членов элиты", стоит знакомый набор имен и явлений, которые в обычной, не праздничной жизни охочие до искусства горожане вполне способны увидеть и услышать.
Одним из самых массовых событий литературной части фестиваля объявлен слет поклонников Виктора Пелевина в Битцевском парке - вот уж поистине потаенный мастер - его книги в избытке лежат даже в вокзальных киосках, вместе с газетами "Мир новостей" и "Из рук в руки". Есть в программе, впрочем, и совершенно неизвестный Москве "серый кардинал новой украинской литературы" Владимир Ешкилев, а так же презентация романа "Мифогенная любовь каст", авторы которого - "изощренные интеллектуалы, использующие в своем творчестве огромный массив культурологической и антропологической информации". В театральном разделе - мини-фестиваль независимых театров, в афише которого есть имена вполне известные, спектакли участвовавшие в различных форумах и даже награжденные, - то есть вполне замеченные, не пропущенные, хотя наверное и с недостаточной возможностью влиять на "жизнь общества". В разделе кино - старые фильмы клуба "Синефантом" и обещание показать кусочки из незаконченных еще картин Ренаты Литвиновой, Александра Зельдовича, Гарика Сукачева...
В общем, никаких значимых новых имен или преследуемых художников в программе нет. Есть начинающие или несостоявшиеся, или сознательно некоммерческие, или коммерческие, но еще не раскрученные. Так что задор организаторов насчет какой-то там особой альтернативности или неофициальности - рекламного или, если хотите, пропагандистского свойства.
Современное искусство действительно более маргинально и менее доступно широкое публике, чем прежнее. Оно малотиражно именно потому, что обращено к небольшим группам читателей-зрителей-слушателей и сбивать из него наступательную "свинью" - значит совершать насилие над его природой. Да, московская мэрия поддерживает популярные, "попсовые" театры, статусные музеи и галереи, да, выбор чиновников консервативен и малоподвижен. Но ведь и банки, когда у них была такая возможность, предпочитали современным коллекциям что-то "посермяжней" или поконвертируемей. Да, современное искусство нуждается в институциализации и тогда формы поддержки смогут быть более эффективными, а популярность "нового" сможет возрасти. Но вряд ли в конце 20 века все многообразие различных моделей профессиональных, самодеятельных, коммерческих, экспериментальных и прочих творческих объединений, существующих пусть бедно, но легально в большом городе, можно собрать под одно знамя с девизом - мы новые, мы иные. Идеологи "Неофициальной Москвы" остаются в пределах тоталитарного сознания, поскольку как бы они ни декларировали в противовес "милицейскому порядку" самоорганизующийся хаос города возможностей, их собственная акция полнится жаждой реванша, желанием заменить одну иерархию другой. Потому что в ином случае предлагают не другую группу лиц а иную систему отношений. В предложениях "Неофициальной Москвы" более всего сквозит мечта о смене объектов официальной заботы. В настойчивом стремлении сделать центром праздника Пушкинскую площадь, а не, к примеру, Манежную, заменить на на фанерной эстраде попсу на бардов или рок-музыкантов, а гармонистов на скейтбордистов, нет никакой принципиальной новизны, никакой "альтернативы".
Лужковские праздники - при всем их убожестве- впору приходятся довольно большой части жителей столицы, которые только по виду горожане, а по сути все еще обитатели предместий, свободное время проводящие не на стадионах, в кафе или барах, а на садовых участках, где в промышленных количествах растет картофель, лук и смородина. Они охотно бродят среди медведей с рыбками и фонтанчиков с мозаикой Церетели, разглядывают парсуны Шилова и коврики с лебедями работы Глазунова.
Что же касается современного искусства, то для восприятия его лучших образцов требуется серьезная подготовка и довольно большие усилия, да и построено оно на той системе ценностей, что пока не получила в нашей стране не только массового, но и какого-нибудь распространения. Большое же количество подделок и имитаций веселят и развлекают в основном самих создателей, вызывая у публики чувство тягостного недоумения, что в качестве соблазняющей эмоции мало подходит для возбуждения электорального энтузиазма.
Впрочем, возможно все эти соображения не так уж и существенны. Поскольку на "Неофициальную Москву" уже начались, слава Богу, гонения. Мэрия отказалась предоставить для проведения мероприятий Пушкинскую площадь. Так что музыкантам и художникам, а так же любителям роликов, скейтбордов и велосипедов, похоже, негде будет собраться. Может это и к лучшему - гениям в России как-то естественней оставаться непризнанными. велосипедов...




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1