Независимая газета, 31.08.1999
К ЛЕСУ ЗАДОМ.
Вика Приходова
Избушки на курьих ножках повернулись к лесу задом и сказали: а вот и мы, заботьтесь о нас, кормите, устройте нам Праздник. Так появился фирменный стиль фестиваля "Неофициальная Москва". На сотнях плакатов, постеров, эмблем, этикеток забегали, засуетились странные персонажи: домики-человечки или человечки-домики - неясно. Домики-саксофонисты, домики-обыватели, домики-наблюдатели ("дом с трубой" может, оказывается, не выпускать клубы дыма, а заинтересованно смотреть на окружающий мир, если труба - подзорная, или музицировать, если труба - духовая). Эти существа веселы и деятельны. Поглядите, как они "штукатурятся" (прихорашиваются) перед тем как отправиться на прогулку, поют, по длинной лестнице взбираются "до звезд".
Их создатель - иллюстратор, дизайнер и шрифтовик Юрий Гордон (он делает
художественное оформление журналов "Улица Сезам" и "Улица Сезам для
родителей", разработал макеты таких изданий, как Chess Herald,
"Материнство", "Мультимедиа" и др.). Специально для фестиваля Гордон
придумал и особые буквы - шрифт под названием "Сивцев Вражек". Буковки эти,
как и сама улица, давшая им название, кривоватые, милые и явно"неофициальные".
Гордоновским домикам можно без особого труда подыскать культурные
прототипы: от уже упомянутых сказочных избушек до английского "Мой дом -
моя крепость". А в романе Итало Кальвино "Незримые города" описаны
фантастические, причудливые поселения: города, устроенные наподобие
голограммы, заключаюшие самих себя в каждой своей песчинке и такие, жители
которых кочуют с места на место, страшась стабильности и скуки оседлого
житья. В этом ряду вполне уместно упоминание о "мертвом", безлюдном городе
с "живой" архитектурой, городе, населенном домами, одушевленными,
подвижными и лукавыми.
Юрий Гордон сотворил город зримый. В этом городе каждый из нас - хозяин,
помощник или дорогой гость, а не безучастный странник. Столица словно бы
утрачивает пространственную протяженность, превращается в содружество
партикулярных мест, которые хитро перемигиваются, приветствуют друг друга в
обход официальной географии. C 3 по 5 сентября мы будем спрашивать не "где
расположено", а "что происходит".
Домики-человечки в качестве эмблемы фестиваля как нельзя более удачны.
"Ходячий" домик самодостаточен, даже несколько заносчив: все свое он носит
с собой. Рисунки провозглашают: Москва - не административная единица, не
сувенирная поделка и даже не второй Царьград. Москва - это прежде всего
люди, ее жители. Те, для кого (а не "во имя высших целей" комбинаторов от
политики и историософии) ее строили и наконец построили.
Есть в этом что-то средневеково-карнавальное. Домик напоминает мирного
городского ремесленника, облачившегося смеха ради в рыцарские доспехи. Не в
пример рыцарю, наш ряженый беззаботен и добродушен и, конечно же, рад
поболтать и выпить пивка с такими же как он. Даром что увенчан каждый такой
"спасохаузик" гордой звездой.
Еще один проект Гордона (тоже в рамках фестиваля) - серия подарочных
футболок с придуманными художником эмблемами разных достопримечательностей
и уголков Москвы, чудесно остроумными и лаконичными (сам Гордон сознается,
что образцом ему служила графика чешского художника Вотрубы): Красная
площадь ("Red Square") в виде красного квадрата со схематично прорисованной
булыжной кладкой; Кремль, представленный пятью звездочками и подписью к
ним: "Выдержка более 850 лет"; "Стрелка на Пушке", с замечательным
буквализмом изображающая допотопное артиллерийской орудие с нарисованной на
нем стрелой, - все решено в три цвета. Прекрасная "футболочная" графика
Гордона будет, надеемся, успешно конкурировать с достаточно унылой
продукцией, заполонившей Арбат, а со временем, может быть, и вытеснит ее.
Ведь это - не много и не мало - новый язык, с помощью которого мы сможем
понять и высказать новое о нашем городе.
|
|