Независимая газета, 31.08.1999
К ЛЕСУ ЗАДОМ.
Вика Приходова



Избушки на курьих ножках повернулись к лесу задом и сказали: а вот и мы, заботьтесь о нас, кормите, устройте нам Праздник. Так появился фирменный стиль фестиваля "Неофициальная Москва". На сотнях плакатов, постеров, эмблем, этикеток забегали, засуетились странные персонажи: домики-человечки или человечки-домики - неясно. Домики-саксофонисты, домики-обыватели, домики-наблюдатели ("дом с трубой" может, оказывается, не выпускать клубы дыма, а заинтересованно смотреть на окружающий мир, если труба - подзорная, или музицировать, если труба - духовая). Эти существа веселы и деятельны. Поглядите, как они "штукатурятся" (прихорашиваются) перед тем как отправиться на прогулку, поют, по длинной лестнице взбираются "до звезд".
Их создатель - иллюстратор, дизайнер и шрифтовик Юрий Гордон (он делает художественное оформление журналов "Улица Сезам" и "Улица Сезам для родителей", разработал макеты таких изданий, как Chess Herald, "Материнство", "Мультимедиа" и др.). Специально для фестиваля Гордон придумал и особые буквы - шрифт под названием "Сивцев Вражек". Буковки эти, как и сама улица, давшая им название, кривоватые, милые и явно"неофициальные".
Гордоновским домикам можно без особого труда подыскать культурные прототипы: от уже упомянутых сказочных избушек до английского "Мой дом - моя крепость". А в романе Итало Кальвино "Незримые города" описаны фантастические, причудливые поселения: города, устроенные наподобие голограммы, заключаюшие самих себя в каждой своей песчинке и такие, жители которых кочуют с места на место, страшась стабильности и скуки оседлого житья. В этом ряду вполне уместно упоминание о "мертвом", безлюдном городе с "живой" архитектурой, городе, населенном домами, одушевленными, подвижными и лукавыми.
Юрий Гордон сотворил город зримый. В этом городе каждый из нас - хозяин, помощник или дорогой гость, а не безучастный странник. Столица словно бы утрачивает пространственную протяженность, превращается в содружество партикулярных мест, которые хитро перемигиваются, приветствуют друг друга в обход официальной географии. C 3 по 5 сентября мы будем спрашивать не "где расположено", а "что происходит".
Домики-человечки в качестве эмблемы фестиваля как нельзя более удачны. "Ходячий" домик самодостаточен, даже несколько заносчив: все свое он носит с собой. Рисунки провозглашают: Москва - не административная единица, не сувенирная поделка и даже не второй Царьград. Москва - это прежде всего люди, ее жители. Те, для кого (а не "во имя высших целей" комбинаторов от политики и историософии) ее строили и наконец построили.
Есть в этом что-то средневеково-карнавальное. Домик напоминает мирного городского ремесленника, облачившегося смеха ради в рыцарские доспехи. Не в пример рыцарю, наш ряженый беззаботен и добродушен и, конечно же, рад поболтать и выпить пивка с такими же как он. Даром что увенчан каждый такой "спасохаузик" гордой звездой.
Еще один проект Гордона (тоже в рамках фестиваля) - серия подарочных футболок с придуманными художником эмблемами разных достопримечательностей и уголков Москвы, чудесно остроумными и лаконичными (сам Гордон сознается, что образцом ему служила графика чешского художника Вотрубы): Красная площадь ("Red Square") в виде красного квадрата со схематично прорисованной булыжной кладкой; Кремль, представленный пятью звездочками и подписью к ним: "Выдержка более 850 лет"; "Стрелка на Пушке", с замечательным буквализмом изображающая допотопное артиллерийской орудие с нарисованной на нем стрелой, - все решено в три цвета. Прекрасная "футболочная" графика Гордона будет, надеемся, успешно конкурировать с достаточно унылой продукцией, заполонившей Арбат, а со временем, может быть, и вытеснит ее. Ведь это - не много и не мало - новый язык, с помощью которого мы сможем понять и высказать новое о нашем городе.




© 1998,1999 Guelman.RU. © 1999 Московская Альтернатива. | Создание и поддержка - GIF пишите нам
www.reklama.ru. The Banner Network.
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1