Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Война


Когда грохочут пушки, музы молчат - общеизвестная истина. Из этого, вроде бы, безусловно следует то, что война противоположна и враждебна культуре и искусству. К сожалению (если только в случае искусства сожаление не лишено всякого смысла), все не так однозначно. И даже если шире поставить вопрос, не ограничиваясь рамками культуры и искусства, сформулировать его как проблему "война и жизнь", даже тогда возможны иные, не столь миролюбивые выводы. Начиная с другой общеизвестной истины - жизнь есть борьба - и кончая изречением Гераклита "Война - отец всего". Действительно, древняя и современная история знает немало примеров обогащения, экономического подъема, расцвета культуры, бума деторождения в результате войны, и в то же время примеров демографической, экономической и культурной стагнации в условиях затяжного депрессивного мира. Между тем любые формы однозначно милитаристской идеологии также лишены смысла и легко опровергаются доводами и фактами. Войны нередко вызывали вовсе не подъем, а наоборот приводили к демографическому и экологическому опустошению, к застою в экономике и общественных отношениях, к культурной деградации. Очевидно, нельзя соглашаться с фатальностью войны, можно признавать законность борьбы за мир, но нельзя и даже опасно выдавать желаемое за действительное. А действительность говорит о том, что идеал мира без войны человечеством так и не достигнут, вечный мир, как был, так и остается утопией. Между тем, после окончания холодной войны делаются попытки представить глобальное положение дел как установившийся прочный миропорядок, практически без войн, где редкие конфликты в полудиких "горячих точках" и масштабные полицейские акции, вроде Ирака и Чечни, являются некими отклонениями от нормы с применением оружия, но не войнами как таковыми. Именно такое отлаженное внушение того, что мы уже имеем мир без войн, хотя войны и опасности войны для всех очевидны, заслуживают критики. Известная книга Бодрийара "Войны в заливе не было", вопреки почти всеобщему мнению, вовсе не о способностях СМИ симулировать войны.

Пафос книги совсем в другом, в обратном. Название книги ироническое и саркастическое. В ней речь как раз о том, как реальную войну современные СМИ, даже употребляя слово "война", могут представить как не-войну, как некое локальное событие, хорошо спланированную акцию по наведению порядка, точечную акцию, исходя из масштабов глобальности. Это вопрос интерпретации для сверх-информатизированного глобально раздутого сознания. Такое сознание, несмотря на все страшные картинки в телевизоре и даже благодаря им, готово поверить в то, что мы живем в мире без войн. Мы действительно живем в послевоенном мире, но в нем также гибнут массы людей и разрушаются города. Просто это больше не называется "война". Война лишена пластических признаков войны, "эротики" войны по Бодрийяру.

Если все это отсутствует в гигантской машинерии массовых образов, совершенно естественно и закономерно то, что свободное современное искусство обращается к реконструкции пластики и эротики войны. Именно такой реконструкцией является данный проект Георгия Острецова. Художник и встраивается в традицию мирового искусства, в котором искусство как таковое и военное искусство всегда шли рука об руку, и в традицию авангарда (чего стоит само слово!), и в традицию московского концептуализма с его квази-военной самоидентификацией, и радикально порывает со всеми этими традициями. Острецов не занимается эстетизацией войны или иронией в отношении военной тематики - он средствами искусства заново открывает войну, он доводит до сознания то, что якобы все знают, и чего на самом деле никто не хочет знать.

Георгий Литичевский



полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/war/