Группа "Фенсо" (Денис Салаутин Дмитрий Файн)

Интервью Вячеслава Курицына

- Сначала, пожалуйста, несколько слов об истории группы.
Дмитрий и Денис:
- Группа "Фенсо" образовалась в 1993 году в составе Дениса Салаутина, Антона Смирнского, Василия Смирнова и Антона Черняка. В 1994 году Черняк отошел от процесса, а в 1995 Дмитрий Фаин его заменил. Так мы существовали до 1997 года, тогда был осуществлен последний проект вот такого развернутого "Фенсо", и с тех пор мы работаем вдвоем.
- А откуда вообще появляется потребность работать такой толпой?
Дмитрий:
- Современное искусство - это поле, где каждый решает свои задачи. Кого-то, может быть, интересуют какие-то индивидуальные моменты, самовыражение, такое традиционное творчество. А меня скорее всегда интересовал момент...
Денис:
- Диалога.
Дмитрий:
- Да. Индивидуальное в искусстве всегда очень спекулятивно, и поэтому не очень интересно. Это скорее терапия, направленная на себя. А диалог - это попытка шизоидной объективизации процесса. Когда человек работает индивидуально, он выдвигает некий проект, сам его как-то пытается проанализировать, оценить, затем сам реализует. Групповое творчество усложняет задачу, возникает пересечение различных дискурсов, разных взглядов на одну и ту же проблематику. Объект так или иначе трансформируется. Более сложный процесс - он ведь более интересен. Мозгов больше задействовано...
Денис:
- Всякую проблему можно рассматривать более развернуто.
- А в одиночестве, индивидуально члены группы пытались искусством заниматься?
Денис:
- Кто как. Я нет. Я начал работать сразу с "Фенсо"
- А если бы не было "Фенсо", ты бы стал художником.
Денис:
- Ну, сложно так сослагательно ответить....
- Творческий коллектив сам себе и критик, и зритель. Если внутри группы происходит реальный содержательный диалог, не становится ли менее важным момент публичности, взгляд со стороны?
Денис:
- Если бы нам не был интересен взгляд со стороны, мы оставляли бы свои вещи в своих комнатках, плевались бы в них жевачкой. Публичная реакция - тоже часть художественного целого. Другое дело, что художники не рок-звезды, им не нужно слишком много шума. Хотя есть и другие форматы, где шум как раз необходим. В перформансе, например. У всякого своя мера публичности.
Дмитрий:
- Мы разумные люди и понимаем, что не можем заменить художественной общественности. Мы могли бы ждать, чтобы общественность была другой, но все равно - мы играем именно на этот поле.
- Другие "групповые" авторы, с которыми я разговаривал во время подготовки этого проекта, часто говорили о соперничестве внутри групп, о том, что все время возникает проблема "кто кого переиграет"...
Денис:
- По-моему, это кардинальный момент - если существует соперничество, то пропадает интерес к предмету и все сводится к выяснению отношений. Мы ругаемся, конечно, но...
Дмитрий:
- Отношения между людьми - дело сложное. Там все можно найти, и элементы соперничества тоже. Мало ли чего один другому в припадке злости может пожелать... Но это мутное пространство, что его обсуждать.
- Как вы думаете, почему именно в ХХ-ом веке развелось так много соавторов?
Дмитрий:
- Раньше культура функционировала по другим принципам. Было понятие шедевра и понятие Творца. Творец с большой буквы должен быть один. Понятно, что Леонардо всегда один, или там Ван Гог. Это совершенно героические люди, способные производить шедевры. А в последнее время любая, хоть сколько-то интересная, культура не ориентирована на создание шедевров. Задача меняется, творчество мутирует в сторону каких-то межличностных связей, которые несут во многом исследовательскую нагрузку.
- Не возникло ли у вас проблем в момент принятия решения? Все-таки четыре разных человека, а нужно выбрать один вариант...
Денис:
- Тут важна, конечно, схожесть взглядов на какие-то базовые вещи, на жизнь, на творчество. Люди вступают в коммуникации с теми, с кем им интересно.
Дмитрий:
- В какой-то момент формат четырех человек оказался, действительно, несколько тяжеловесен. Люди не рождаются в творческих союзах и не умирают в творческих союзах, они просто некоторое время работают вместе, и все. Ясно, что чем больше людей, тем сложнее удержать ситуацию понимания. Вот сейчас нас двое осталось...
- А что вы сейчас делаете?
Дмитрий:
- В XL-галерее недавно была наша инсталляция "Ночное", где в комнату как бы сквозь окна летели белые платки - такие архетипические женские российские платки. За окнами был фосфорицирующий красным ночной пейзаж, стекла оплавленные... Была запечатлена сцена проникновения платков в какое-то пространство.
- Из других современных творческих союзов какие вам близки?
Дмитрий:
- Ну, наверное, сегодня в отечественном изобразительном искусстве наиболее ярко работают именно группы. Трудно не отметить группы "Коллективные действия", "Медицинскую герменевтику" или... Ну, можно ограничиться этим. КД и МГ очень важные для нас авторы, интересные, я бы сказал, как культурное наследие.
- А что именно в этой традиции для вас ценно?
Дмитрий:
- Трудно так сказать... Идея пустотного канона, по терминологии Пепперштейна. Пустотной сердцевины.
Денис:
- Дырок в сыре...

Избранные ссылки:
services.worldnet.net/~coronado/362/BIOART/BFENSOG.HTM