Группа "Четвертая высота":
(Екатерина Каменева, Дина Ким, Галина Смирнская)


Интервью Михаила Сидлина

- "Четвертая высота" возникла как женский вариант группы "Фенсо"?
Дина Ким:
- ... (долгий заливистый смех Дины и продолжительная улыбка Галины Смирнской.) - Начистоту Вам сейчас говорить или лукавить?
- Правду.
Галина:
- Все хотят правды.
Дина:
- Ну хорошо, мы скажем Вам неправду. Дело было так. Галя Смирнская на этот момент состояла в счастливом браке. У меня были определенные взаимоотношения с другим членом группы "Фенсо". Но это ничего не значит. Мы собрались на кухне как домашние хозяйки - правильные жены, и стали заниматься рукоделием. Нам было весело, у нас было юношеское ощущение, потому что мы, слава Богу, ничего не понимали тогда и были очень рады всему вообще, что нас окружало - всем движениям, которые в тот момент происходили...
Галина:
- Хотелось делиться со всеми...
Дина:
- Нет, мне совсем не хотелось. Я не думаю, что в этом следует искать какую-то особую концепцию - так получилось. Когда люди встречаются, влюбляются и женятся - тут уж ничего не сделаешь, в этом есть очень приятное стечение обстоятельств. И мы не знали, насколько долго это продлится. Состав "Фенсо" менялся неоднократно. У нас состав очень устойчивый: никто не приходит, никто не уходит. Если говорить о наших взаимоотношениях, то нас не связывает ничего материального, никакой коммерции...
- То есть вы собрались навсегда.
Дина:
- "Навсегда" - это будет тема нашей следующей работы. Концепция утверждена триединством - по телефону, факсом и е-мэйлом... - (Звонок телефона). - Это Катя Каменева как раз сейчас звонит из города Парижа. Кать, это ты? Садись поудобней.
- Тут Дина уже пыталась вспомнить, как Вы собрались. А может быть у тебя есть другие воспоминания?
Катя:
- Альтернативой "Фенсо" я бы это не назвала. Но группой поддержки...
Дина:
- Да-да-да. Я сказала, что мы делали рукоделие на кухне, пока наши воины в бою.
- А если говорить о Вашей художественной практике до "Четвертой высоты" и сейчас? Как ее изменило участие в группе?
Катя:
- Я постоянно продолжаю иметь какую-то свою практику. Разница в том, что в настоящий момент в современном искусстве, мне кажется, смешно работать одному.
- Легко ли работать из Парижа с московскими подругами?
Катя:
- Вообще мы понимаем друг друга на расстоянии, даже не разговаривая.
Дина:
- Галя - молчун.
Катя:
- Галя у нас вообще никогда не разговаривает. Дело в том, что у нас действительно долгий опыт. Проблем никогда не возникало, скорее наоборот, это придает...
Дина:
- остроту нашим взаимоотношениям.
- Дина - генератор идей и настроения?
Дина:
- Я думаю, мою публичную миссию воспринимают обычно не так. Мужчины очень любят развешивать ярлыки, как ты догадываешься, давай дадим им такое право - как хотите так и думайте! Мы всегда веселимся. Кто-то громче, кто-то тише, кто-то дольше.
Катя
- В любом случае поодиночке мы - ничто, а вместе - все.
Дина
- А вместе мы - ничего-о... - (Игривый смех). - Хотя я с тобой поспорю по этому поводу. Есть одна особенность, которая мне очень нравится. У каждого из нас есть самостоятельная жизнь. Я имею в виду, что ты занимаешься самостоятельно творчеством. Отношусь к этому с полными уважением и незнанием: я не знаю полностью, чем занимается Катя, Катя не знает, чем занимаюсь я, я не знаю, чем занимается Галя, Галя не знает чем занимаюсь я и Катя.
Катя:
- Во всяком случае, душа у нас одна, что бы мы ни делали.
Дина:
- А какого она размера?
Катя:
- Огромна, у нас одна огромная душа.
- А есть такие проекты, в которых вы участвуете попарно, поодиночке? И называется это - "Четвертая высота"?
Дина:
- Идея общая, я всегда убеждена, что, если это делает Галя от нашего имени, или Катя от нашего имени, то я абсолютно спокойна, потому что я знаю, что ничего такого, что бы я не знала, или чего бы я не хотела, не произойдет. Здесь абсолютное доверие. Это очень сложная история - у творческих групп фактически, наверное, ничего такого не происходит.
Катя:
- Это позволяет не привязываться ни к месту, ни ко времени. Это очень важно - быть свободными.
Дина:
- Новые технологии очень важны... - (Язвительный смех).
- Есть московский художественный контекст, географическая разбросанность не мешает работе с ним?
Катя:
- Да нет, я бываю в Москве не меньше, чем Дина.
Дина:
- И не меньше, чем Галя. Так что тут проблемы нет никакой. Мне кажется, что у нас за коммуникацию с московским художественным контекстом отвечает Катя Каменева. И она - основной PR. Ей УДАЕТСЯ быть интегрированной во все процессы, которые происходят здесь. И она, будучи не в Москве, рассказывает нам, что происходит в Москве, хотя мы в этот момент находимся в Москве. И о нашей деятельности на территории города или страны тоже рассказывает Катя.
- А что сейчас самое интересное в Москве, Катя?
Катя:
- Я считаю, что сейчас всплеск нового после пяти-шестилетнего затишья...
Дина:
- Пока мы молчали, было затишье.
Катя:
- Это не случайное возвращение - мне кажется, что мы ушли на задний план в какой-то момент, как многие.
- Это связано не с географией, а...
Катя:
- ...с ситуацией.
Дина:
- Мне кажется, что в последние пять-шесть лет не происходило ничего интересного
Катя:
- Был застойный период правильного экономического развития - все хорошо, пока не дали по голове.
Дина:
- А меня больше всего волнует - художники за это время не умерли?
- Возвращаясь к вопросу о ролях: Галя - фантазер?
Дина:
- Да. Она меньше говорит, больше делает. Но зато то, что она делает, мы не можем делать.
Галя:
- Дина - генератор идей.
Дина:
- Нет, я бы не сказала "генератор". Я бы сказала, что я - клаксон, вы знаете "Ры-ры", - (подражает звуку автогудка), - это я, да. А едем мы наверное на какой-то большой платформе. Назовем ее Катей. А уж какой красоты вещь на платформе, - это определяет Галя. То есть Галя отвечает за то, как мы выглядим, Катя отвечает за то, что мы все-таки делаем что-то, а я отвечаю за содержание.
- Происхождение женской группы невольно заставляет задуматься, что группа - феминистская.
Дина
- Это абсолютно не имеет отношения к действительности. Есть книжка про Гулю Королеву - "Четвертая высота". Там речь не о феминизме. Речь о героизме. Героизм отличается от феминизма тем, что он не отстаивает ту точку зрения, что женщина должна встать в позицию мужчины, что у женщины должен вырасти член восьмиметровый и бицепсы громадные. Речь не об этом, речь о том, что в определенной ситуации женщина должна вести себя так, потому что рядом нет никого, кто мог бы сделать это за нее. Это совсем разные вещи. Никакого отношения к феминизму это не имеет. Мы никогда в жизни не пытались сказать, что мы - такие же, как "Фенсо". У нас - разные вкусы, и то, что могут делать мальчики, не могут делать девочки, и наоборот. Они пересекаются в какой-то момент. Но мы совершенно не собираемся кому-то что-то доказывать. Просто то что мы - однополые, и собрались в одну компанию... Есть бани. В баню ходят, как ходят в баню. В женскую - одни тетеньки, в мужскую - одни дяденьки. Не говорят, что в баню ходят феминистки и какие-нибудь гомофобы.
- Побольше насчет героизма... Как проявляется героизм "Четвертой высоты"?
Дина:
- Пока еще никак. Никаких героических поступков мы не совершали. Катя была в Чечне в свое время, много лет назад. Кажется, в 1994 году - но она не совершила там никаких героических поступков за исключением того, что она туда попала. Ты спасала кого-нибудь?
Галя:
- Я спасла собаку свою. Я чувствую себя героем.
Дина:
- Значит, Галя может сказать, что она героиня. Ой, и мне очень хочется вспомнить какой-нибудь героический поступок, который я совершала, но мне кажется, я его не совершала.
- Я говорю о проявлении героизма в смысле обращения к героическому образу женщины.
Дина:
- Вынужденное, вынужденное. Если бы все было гладко, и женщине не надо было бы совершать какие-то поступки, которые могли бы совершить другие люди... мы бы занимались чем-то таким спокойным.
Галя:
- И вообще сама жизнь - это подвиг.
- Кто предлагает идеи?
Дина:
- Мы садимся вместе, или не вместе, в этой ситуации мне достаточно быть единой во мнении с Катей, которая уехала, или с Галей. Галя дополняет какой-то своей информацией...
Галя:
- По ночам конечно занимаемся магией. Но не говорим об этом.
- Спиритизмом?
Дина:
- Когда нам не хватает кого-то, мы вызываем мужчину, и вот здесь очень удобное место для таинства ... Но у нас действительно такое счастливое понимание - это очень редко бывает. Может быть, конечно, через год, через два года мы будем драться на каком-то ринге и друг другу выцарапывать глаза, но я думаю это будет другой период. Мы собрались в 1993-м году, сделали что-то в 1994-м году - прошло 7 лет. С Катей я знакома с 15 лет, а с Галей с 20. У нас очень долгая связь. Уже все браки распались. Так что героические поступки мы совершаем каждый день.
- Да, да. Группа "Четвертая высота" является лучшим примером бытового героизма.
Дина:
- Совершенно верно.

"Четвертая высота" - отличное название для группы! Оно отсылает зрителя к героике образца 1977 года, времени выхода фильма "Четвертая высота" по книге Е.Ильиной (когда участницы группы были в нежно-девичьем возрасте). В своей инсталляции 1995 года в Якут-галерее они удачно использовали образ "фронтовых подруг", с которым не расстаются до сих пор. Образ, с которым работает троица, - медиен и укоренен в глубине русской культуры. Коня на скаку остановит... Семидесятые завернуты в плащ-палатку сороковых. Военно-походная романтика была в те годы легальной формой эскапизма. Надев пилотки в 95-м, триада "фронтовых подруг" возвращалась не в сороковые - в семидесятые. Ностальгия по утраченному детству "Зарниц" и треугольных вымпелов достигает своей эротической фиксации. Так тайная любовь младоконцептуалистов к семидесятым дошла до своего логического предела - в образах трех разномастных подружек в хаки. "Четвертая высота" подвергла "советское" не деконструкции, но эстетизации. Они опередили "новые старые" теле-песни. Правильное распределение ролей - один из очевидных секретов "Четвертой высоты". Дина смеется в разных регистрах и говорит без умолку. Галя загадочно молчит и принимает позы. Катя звонит откуда-то издалека, и разбирается в происходящем. Причина взаимного счастья - в очевидном отсутствии серьезных противоречий, которое проистекает также из некоммерческого характера самой группы. Они занимаются искусством как хобби и воспроизводят эйфорическую модель детства. Искренность этой позиции выводит их далеко за грань концептуализма. Это новый род отношения к "советскому". Оно используется не как источник для построения собственного критического метаязыка, но как сокровищница мотивов и образов.

Избранные ссылки:
services.worldnet.net/~coronado/362/BIOART/BFENSOG.HTM



Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1