Пара Владислав Ефимов - Аристарх Чернышев

Интервью Михаила Сидлина

- У вас существует четкое разделение обязанностей: ты, Владислав, фотографируешь, ты, Аристарх, занимаешься техническим обеспечением и построением инсталляций. Я не прав?
Аристарх:
- Есть разделение обязанностей, но оно не такое четкое. Думаем-то мы вместе. Так исторически сложилось, что технические вещи смысла нет знать двоим, Во всех этих инсталляциях используются специальные мультимедиа, ими не обязательно заниматься вдвоем, для этой технической части даже удобней, когда ею занимается один человек.
- Но кто-то служит генератором идей...
Владислав:
- Нет, мы просто дружим, и все придумываем вместе. Мы даже забываем, кто чего предложил - я просто не помню, откуда идеи появляются. Коллективное бессознательное
- Как вы решили работать вместе?
Аристарх:
- Мы вообще не решали работать. Так получилось. Мы же и отдельно работаем, регулярно делаем свои собственные выставки. Я делаю вещи, которые никак не связаны с нашим совместным творчеством. Поэтому у нас никакого решения, протокола не существует.
Владислав:
- А хорошо было бы записать протокол...
- ...о намерениях...
Владислав:
- ...обставить это таким ритуалом...
- ...клятва на Воробьевых горах.
Аристарх:
- Просто так получилось, что те вещи, которые мы делаем совместно, очень сильно отличаются от того, что мы делаем индивидуально. То, что мы делаем вместе, - общий продукт, который по отдельности мы не делаем. И он обладает такими свойствами... и вещи популярны...
Владислав:
- ...а собственно этим и оправдывается смысл существования группы Ефимова-Чернышева - наличие отдельного продукта, более сложного. Потому что в большинстве групп непонятно, зачем столько людей этим занимается. АЕС, например: чем там занимаются три мозга. Чтобы рождать такие довольно простые идеи достаточно одного человека. Даже полчеловека.
- Может быть, они просто долго отсеивают самое сложное и остается самое простое.
Владислав:
- ...отсеивать самое сложное - это хорошо. Сила воли - заставлять себя сделать попроще. Мы тоже так делаем.
Аристарх:
- Да. Потому что идею, которую ты придумал, нужно выхолостить настолько, чтобы она была читаема и понятна, и чтобы она просматривалась. Потому что можно навернуть такое, что идея просто будет не видна, то есть ее нужно будет так долго комментировать, что какой смысл ее оставлять? Она должна считываться сразу. Чтобы цепляла...
Владислав:
- ...чтобы это не перестало быть искусством.
Аристрах:
- И все равно важно, чтобы вместо этой простой идеи что-то еще оставалось, что бы делало работу не совсем понятной, чтобы оставалась такая вольность интерпретации, которая зависит непосредственно от зрителя. Один человек так, другой по-другому...
- Твои Владислав работы до того, как вы стали работать вместе были достаточно однородны - фотографии, А твои работы, Аристарх, лежали несколько в другом русле...
Аристарх:
- На самом деле, у меня нет определенного стиля или творческого почерка, который мог бы быть трейд-маркой. В принципе, мне интересно делать все время что-то новое. А мы нащупали форму инсталляции. Когда мы делаем новую инсталлляцию, то узнают, что это Чернышев/Ефимов, то есть такой почерк в принципе существует. Это уже группа.
Владислав:
- Есть тайна совместного мышления.
Аристарх:
- Иногда хочется сделать работу. И я не думаю о том, чтобы это лежало в русле того, что я делал раньше. Мне хочется сделать такую вещь, какую я раньше не делал - и я даже не думаю о том, насколько это узнаваемо. Понятно: если никакого бизнеса нельзя сделать на этом, остается только собственное развлечение. Что-то типа свободы. Потому что свобода - это так, условно...
- Есть этапы происхождения этой идеи и ее воплощения. Каким образом это происходит, если разложить все по полочкам?
Аристарх:
- Есть темы, которые мы постоянно обсуждаем. Смерть, мозг, рефлексы, уродства... Как происходит общение? Люди что-то говорят друг другу, и в принципе они могут общаться бессмысленными фразами, но если один человек видит бессмысленную фразу, второй эту бессмысленность у себя в мозгу расшифровывает, и она ему понятна, и то же самое дает в ответ. У другого в мозгу тоже система символов, кодов. Получается общение, но со стороны они выглядят как два идиота, причем иногда мы просто пугаем людей, потому что мы можем сказать то, что выглядит диковато. Мы используем постоянно неполиткорректные выражения... Мы общаемся со своими австрийскими друзьями, и говорим им: "Да здравствует фашизм в Австрии!". Мы при этом не имеем в виду, что мы - фашисты. Мы - не фашисты, мы - не коммунисты, но для нас в данном случае важно то, что со стороны это выглядит неполиткорректно, оно расшифровывается у нас совершенно по-другому, это снятие табу, потому что политкорректность изобретена для того, чтобы наложить в обществе специальные языковые табу, которые бы позволяли выплескивать агрессивность, затрагивать больную тему как-то так, чтобы сглаживать острые углы. Мы в этом не нуждаемся... Мы обсуждаем темы интересные нам как персонажам - ДНК, например, или кибер-педерастию...
- Последнее я себе даже не представляю...
Владислав:
- А это наш новый проект. Мы создаем сайт.
Аристрах:
- Мы общаемся, и нас многие вещи удивляют. Понимаешь, есть питерские девушки, которые называют себя киберфеминистками. Это так смешно, что...
Владислав:
- ...даже не смешно.
Аристарх:
- Вот это и есть неполиткорректность. А они так всерьез к этому относятся: "киберфеминистки"! И соответственно мы решили создать группу - стать киберпидарасами. И сделать сайт в Интернете, обсуждать там тему... бесконтактной педерастии. Они всем хороши, эти пидарасы, кроме того, что в задницу не трахают. В этом тоже есть прелесть. Такой разговор в принципе неполиткорректен. Но я считаю, что в этом ничего нет. Если мы не сможем общаться на свободном языке, который допускает ведение таких разговоров, то исчезнет честное общение. Ну давайте будем говорить, что это "гомосексуалисты". На самом деле, в том, что мы так обозначаем, нет расстановки акцентов, по крайней мере для нас. Есть вещи, которые раньше были недопустимы в разговоре, они становятся допустимыми, обычными даже, никто на этом не заостряет внимания. А со стороны люди это воспринимают как выпад...
Владислав:
- особенно западные. Наши-то нормально воспринимают.
Аристрах:
- наши-то да. Как будто мы имеем что-то против гомосексуалистов!
Владислав:
- Я только за!
Аристрах:
- Хотя на самом деле мы ими не являемся. Вот так и рождаются идеи - в процессе таких обсуждений, разговоров.
Владислав:
- Мы науками интересуемся. Мы же несостоявшиеся инженеры... Нас очень сильно интересуют научные открытия. Все наши совместные проекты связаны с наукой.
- Киберпедерастия меня особенно впечатлила. Реальная вещь.
Аристарх:
- Мы даже название решили зарегистрировать. Есть контора, которая регистрирует Интернет-адреса: ты можешь дать любое слово, потом da точка ru. И мы решили зарегистрировать домен ciberpi - получится ciberpi.da.ru. А на этом сайте уже есть темы для обсуждения: женский скафандр, бесконтактная педерастия.
Владислав:
- Женский скафандр меня просто возбуждает. Это мы придумали в Нижнем Новгороде.
Аристарх:
- Киберпедерастия - извращение будущего. Надевают женское белье... еще и бюстгальтер наверху, а тут - женский скафандр: со стороны вообще не поймешь, женский он или мужской, а внутри - там все системы жизнеобеспечения - женские.
Владислав:
- И выйти в открытый космос в женском скафандре полюбить космонавтов.
Аристарх:
- Мы сделаем на этом сайте чаты, где все смогут общаться - под псевдонимами, конечно. И открыто обсуждать темы, не боясь показаться неполиткорректными. На самом деле, столько идей... У нас много всякой шизофрении рождается - мы просто можем не добраться до реализации.
- А как это произошло в Нижнем Новгороде? Как появилась идея?
Аристарх:
- Идея появилась давно. Просто она обрастает новыми темами. Пока мы в Новгороде тусовались, мы думали про мужские и женские скафандры, про системы жизнеобеспечения. Возможно, мы сделаем реальный проект. Но у нас еще есть проект "пиздящие художники", который мы не можем реализовать по причине его глобальности. Ведение таких разговоров и обсуждение всех этих тем отнимает достаточно много времени, потом их нужно перебирать, классифицировать, сортировать - получается довольно большая работа. А мы хотим проект "Пиздящие художники" почти лишить визуальности и сделать в виде вопросов. Зритель будет просто нажимать кнопочки, на одной написано: "Ваше отношение к феминизму", он нажимает, сидит в кресле, перед ним - большой экранчик, мы там тоже можем сидеть на кресле, а он - выбирать темы. Мы перед ним сидим и как будто бы втроем общаемся.
Владислав:
- Бакштейн там должен быть - я настаиваю. Отдельная кнопка "Бакштейн".
Аристарх:
- Вот из чего рождается искусство. Во что оно и превращается. Но у нас постоянно нету времени. И потом нам нужен третий человек. Когда мы вдвоем сидим и общаемся, разговоры постоянно скатываются в шизофрению, фантазию... Нам нужен человек, который бы вел дискуссию. А мы бы допускали свои шизофренические неполиткорректные вещи.
Владислав:
- Надо Вову Сальникова взять в соавторы, чтобы он делал эту работу. А мы делали выставки. Хороший проект. Любопытно, что все искусство - это пиздеж. Взять концептуализм московский - это просто невозможно..., что нас взять... Поэтому надо сделать такой вялотекущий проект.
Аристарх:
- Рождать хитроумные тексты - это тоже искусство. Я вот даже придумал, в качестве ноу-хау хочу отметить и закрепить за собой, как сделать концептуальный текст, чтобы он нес какую-то внятную идею и в то же время был непонятен, чтобы в нем были какие-то внутренние ответвления, аппендиксы. Как это делать? Например, я могу воспользоваться специальной программой. Я сперва пишу текст на русском языке, потом его другой человек переводит на английский язык, после этого я беру английский текст и обратно перевожу его на русский, но не сам, и не с помощью другого человека, а с помощью данной программы. Эту простую идею мы закрепили за собой.
- Такие вещи делались, но я не уверен, что в художественном контексте.
Аристрах:
- Я хочу показать, как делаются из наших текстов концептуальные . Это специальная программа, которую можно посетить - смотреть западные сайты, переведенные по-уродски русской программой. Получился текст: "Вы также можете упорядочить проектировать работы или купить автомат для выдачи наличных". Автомат для выдачи наличных - совершенный бред. "Мощный электрогенератор ненормативных идей в полях украшения различных пространств посредством современной мультимедийной конструкции". И так далее.
- Звучит как текст хорошего критика...
Владислав:
- В текстах, которые таким образом обработаны, открываются смыслы, которые из старых превращаются в новые совершенно неожиданно.Это - модель работы мозга.
Аристарх:
- Да. "Аристарх Чернышов и Владислав Ефимов, однако, являются далекими от убеждения дать простые ответы на трагические вопросы времени. Это более заметно и практически, чтобы делать такой позор - выставку пародий после рассказа о криптах". "Байки из склепа". "Полирование protesis подобно в ужасе классического произведения. Искусственные части корпуса начинают жить их собственные жизни, и они могут делать очень хороший без всех этих ненужных биологических блоков с генетической памятью".
- А вот это хорошо: "такой идиотический corporeality проклятая духовность".
Аристарх:
- "Аккумулируйте протезы в течение дождливого дня"! Это сила!
- Звучит как поэтический шедевр.
Аристарх:
- Так оно и есть. Opus Magnum, например, переводится на английский язык как большая бутылка вина Opus.
Владислав:
- Эту идею надо продать за большие деньги.
Аристрах:
- Мы уже это захватили. Она закрепится в каталоге. И уже не украдет никто...
Владислав:
- ..."полирование протезов"! Все это, по-моему, - очень точное определение подсознательного.
Аристарх:
- Технические вещи, которые мы исследуем, изобилуют такими нонсенсами, и они не сразу видны. Есть лакуны в этих исследованиях, которые делают их такими абсурдными, и все наши инсталляции - абсурдизация научных исследований, и, одновременно, популяризация. Шизофрения сращивается с наукой и становится приятной. То, что делает эта программа-переводчик с текстами, когда английские переводит на русский, - примерно то же самое, что мы делаем с помощью наших инсталляций над такими явлениями, как наука, техника. В жизни эти явления имеют определенный очерченный статус. Механизм перевода этих явлений на язык искусства у каждого художника свой. Мы из этих явлений делаем шизофреническую абсурдную реальность. "Тайна мозга"... Фактически перевод на наш птичий язык, такой же, как тот язык, которым мы пользуемся, когда делаем инсталляции. У нас он кодируется, дешифруется в нормальные тексты, но выглядит для остальных людей странно. Это можно запатентовать как творческий метод перевода жизненных явлений на язык искусства. Но в принципе это - то, чем занимаются все художники: то же, чем занимаются концептуалисты - перевод на свой птичий язык. Потом концептуалисты переводят в тексты, а мы пытаемся перевести в визуальные символы, поскольку нас интересует больше картинка, чем текст - чтобы сначала была пища для глаз, а потом уже для мозга.

Избранные ссылки:
www.artinfo.ru/chef



Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1