выпуск 13 12.04.99

"Агония отжившей ипостаси"
Подведены итоги читательского голосования в ББ.

У всемирно известных русско-американских художников Комара и Меламида в свое время был замечательный во всех отношениях проект "Выбор народа". Вернее, множество проектов: "выбор американского народа", "выбор русского народа", "выбор украинского народа", "выбор (если я ничего не путаю) датского (или все-таки шведского?) народа" etc. Для тех, кто часто заглядывает ко мне и при этом редко к Гельману, вкратце расскажу в чем суть. По заказу Комара&Меламида проводились социологические опросы населения всяческих государств, с целью раз и навсегда выяснить, какое же все-таки искусство предпочитает народ: предметное, или абстрактное, синее, или зеленое, религиозное, или эротическое, размером с холодильник, или с телевизор? Народы, ясен пень, опозорились, все как один: что американский, что русский, что украинский со шведским (или все-таки датским). То есть, картины, написанные с учетом народных предпочтений, были ужасны настолько, что даже сам народ от них эпизодически отшатывался.

Что радует: народ, только что сделавший свой выбор на "Большой Букве", не опозорился. Ну, то есть он периодически позорился в некоторых номинациях, но не очень. В самый раз. Не перегибал, так сказать, палку - как и подобает всякому уважающему себя "великому народу".
Ну-с, приступим, однако.

Рассказы о жизни
С обзора этой рубрики я когда-то начал свою обозревательскую деятельность. Большинство рассказов, как вчера было, помню, меня откровенно ужаснули. И вдруг - настоящая жемчужинка, рассказ "Милосердие", подписанный именем Татьяна.
"Кто-то там сдал карты и выпало две дамы, - с этой простенькой, но необъяснимо гипнотической фразы начинается рассказ. С первой же строчки он чудесным образом похищает внимание читателя: теперь хочешь, или нет, а не отведешь глаза в сторону, пока не доберешься до финала странной истории о том, как одна женщина с улыбкой облегчения умерла вместо другой. По воле автора двух героинь не связывали ни любовь, ни долг, ни даже взаимная неприязнь - только магическое мгновение, когда с едва слышным скрипом поворачивается колесо судьбы - и это, по моему скромному мнению, делает историю непостижимо достоверной. В рассказе нет демонстративного глубокомыслия, но порой мне чудилась почти настоящая, почти опасная глубина речной заводи - когда пальцы ног внезапно утрачивают соприкосновение с илистым дном. Для добросовестного редактора "Милосердие" - поле непаханое, что, впрочем, совершенно не умаляет его достоинств: когда понимаешь, что чудо (маленькое, необязательное, и все же именно чудо) случилось, все остальное уже не имеет значения", - писал я тогда. С тех пор прошло четыре месяца (по Маю Иванычу Мухину один год в сети за три, поэтому будем считать, что не четыре, а как раз двенадцать), но я по-прежнему готов двумя руками подписаться под своим тогдашним прочувствованным монологом. Я рад, что выбор народа совпал с моим: с таким народом не пропадешь!

"Тогда, осенью девяностого года, город еще отзывался на свое имя - Иерусалим. Это потом, зимние горизонтальные дожди разбросали его на улицы, площади, дома, и Лена писала в дневнике: Мой стул стоит в пустыне... пустыня... пустота... ноль, но ноль, тяготеющий к плюсу, если видеть, как ярки звезды" Рассказ "Калитка", подписанный псевдонимом Тихая Сапа, каким-то образом ускользнул от моего внимания, о чем я искренне sorry: рассказ хорош. Настолько хорош, что - без комментариев. Автор, бесспорно, умеет писать (приведенный выше отрывок - не счастливое исключение, а капля, вернее, озерцо соленой воды, глядя на которую, можно получить некоторое представление об океане). И еще автору "Калитки" есть, О ЧЕМ рассказывать (явление, увы, не слишком распространенное на любительских литконкурсах). Не удивлюсь, если выяснится, что под псевдонимом "Тихая Сапа" скрывается опытный автор. Так что и тут мои искренние аплодисменты "народу".

"Интим-клуб" от Стрельца я, помнится, встретил в штыки. Я бы и сейчас его встретил в штыки. Как и в случае с "Милосердием" я по-прежнему готов подписаться под каждой своей строчкой. Тем не менее, объективности ради замечу: в отличие от многих других "отшлепанных" мною авторов "Большой Буквы", Стрелец писать умеет, а что именно он пишет... Не могу же я обязать всех авторов писать только то, что нравится именно мне, любимому, хотя... Ха! Если бы мог - заставил бы непременно (угу, самонадеянный болван, наглый и отмороженный, к тому же тиран и диктатор, все правильно, тем, собссно, и хорош). Ладно, все равно отдаю должное большебуквенскому "народу": выбор вполне достойный, хоть и совершенно не в моем вкусе.

Рассказы о любви
В этой категории победили: Стрелец с рассказом "Зона любви", "Вагонная история" Али и "Кинг-Конг по-русски" Индейца Юры.
О "Зоне любви" я тоже успел написать в своем обзоре от 8 февраля, когда с энтузиазмом предлагал всем читателям "заняться любовью с Большой Буквы". Как всегда, консенсуса у нас со Стрельцом не получилось, но и откровенно лажать его было, вроде бы, несправедливо. В результате долгих душевных терзаний я написал следующее: "После сурового, но справедливого, как приговор народного судьи, рассказа Стрельца "Зона любви" очень хочется не то повеситься, не то все-таки податься в секту (...) Уж больно все грустно... и при этом похоже на доброкачественную "сермяжную правду жизни", которую так любят выкладывать своим задушевным собутыльникам усталые разочарованные дяди средних лет. Как бы правда. Нет, "как бы на самом деле правда". Нет, даже не так: "на самом деле как бы правда". "Он и она и полная обоюдная свобода! Каждый распоряжается своей свободой и своим телом, телом непременно, как хочет. Что есть тело, совокупившееся с другим телом? Простой физический акт, который ничем не отличается от принятия пищи, или массажа, или стрижки волос. Простой, если в нем не замешана любовь. Вот тут-то и кроется весь выигрыш от свободных отношений." Знакомо, верно? В свое время это была такая популярная песня... Да она и остается популярной: уж больно простенький и привлекательный мотивчик! Возможно, Стрелец предлагает своим читателям отнюдь не самое кривое зеркало. Но смотреться в него не хочется - ни мне, ни даже, кажется, герою рассказа. То ли с собственной рожей у нас проблемы, то ли еще с чем...
Там же и тогда же я написал и о "Кинг-Конге по-русски": "в рассказе Индейца Юры подробно описано, каким образом можно заняться любовью с женщиной ростом в пятнадцать сантиметров. Очень познавательная литература, особенно если у вас, как и у героя рассказа, жена ушла, а спирт закончился!" Очевидно, в подобной жизненной ситуации оказалось подавляющее большинство голосовавших: по крайней мере, рассказ прошел на "ура".
Что касается "Вагонной истории" от Али, в том приснопамятном обзоре я ее все-таки пропустил (упустил). К Али (не к нему лично, разумеется, а к созданному им, вольно или невольно, "образу автора") у меня множество претензий, но объективности ради замечу: его проза на пару-тройку голов выше среднестатистической сетевой "эротикотуры", поэтому не стану тратить время на очередную атаку: зачем? Да и не в "эротике", собственно, дело: хоть и дурацкая "Вагонная история" получилась у Али (еще раз повторяю: да, именно дурацкая!) но в то же время такая... щемящая. История, после которой секунд сорок сожалеешь о том, что нет жизни на Марсе...
В общем, суммируя свои впечатления о голосовании в данной номинации, я вынужден пожать плечами: выбор народа меня не слишком радует, с другой стороны - а было ли народу из чего выбирать? Хотя... я вполне мог не заметить очередного "слона", как не заметили его и голосовавшие.

Публицистика
Победители: Тов. Колбасный "Торжество маленького человека"; Гек Финн "Клон бобра"; Анка "Любовь к соленым огурцам, корриде и эскалаторам, или стереотипы и мелочи".
Мне показалось, что все произведения, победившие в этой номинации, могут быть классифицированы, как "треп от нефиг делать". При этом Тов. Колбасный метет незнамо что; Гек Финн та-а-акое метет (я объективно оценивать "Клон Бобра" не способен, поелику хитрец Алексрома в свое время позиционировал его в моем сознании как "ответ Гека Финна Максу Фраю", и я был столь тронут, что ни о какой объективности теперь и речи быть не может), а наблюдательная Анка метет вполне по делу (это я вам как старый лягух-путешественник говорю). Вот такая вот, блин, "профессиональная оценка" ;)
Резюме: любой народ имеет таких публицистов, каких заслуживает.

Фантастика.
Победители: Али "Фаюм"; Скорпион "Ванна молодости"; Скафиди "Мыслеформы".
В этой номинации "случилось страшное": голосующий народ, как я и предвидел, проглядел "Живой огонь", который я так долго и больно раздувал в предыдущем обзоре. Скажу больше: проглядел народ и замечательный рассказ того же безымянного (зато улыбчивого) автора "На стенах не писать". В связи с этим, я всерьез разобиделся на все человечество. Аллах с ним, с моим драгоценным мнением, но оба рассказа действительно хороши (я даже провел ряд экспериментов над живыми людьми, причем людьми весьма переборчивыми), которые, кстати сказать, отчаянно плевались и высокомерно отбрыкивались, когда я пытался обкатать на них произведения "победителей". Поскольку в гневе я страшен, а у людей все-таки праздник (конкурс состоялся, и все такое), обойдемся без комментариев: они были бы ужасны.

Стихи
Победители: КАРР * * * ; О'Санчес "Наводнение" ; Paul "Утреннее" ; Г. Рифов "Стихи"; Жорик "Орехи"
В этой номинации лукавый народ причудливо объединил вполне достойные, хотя местами излишне выспренные и напряженные, словно экзаменационные работы, творения Карр и О'Санчеса с искренней печалью Пауля, ерническими и неумелыми "Орехами" Жорика и откровенно прихрамывающими строчками Г. Рифова. Впрочем, все пустое: проницательные организаторы конкурса не зря обозначили эту номинацию именно как "стихи", а не "поэзию". Такие дела. Хотя...
Признаюсь откровенно: если бы я пришел в кафе, занял только что освободившийся столик и нашел на столике, среди скомканных салфеток стихотворение Карр, я наверняка был бы потрясен. И, безусловно, счел бы это "поэзией". Но когда я вижу ее строчки на экране монитора, словосочетания: "новые житейские подмостки", "Агония отжившей ипостаси", или "Мой шалый импресарио небесный" провоцируют меня на недобрую ухмылку. Вывод (для меня традиционный): граждане поэты, пишите свои стихи на салфетках, забывайте их в кафе, и все будет путем - я и сам так делаю, вот уже много лет...

Юмор
Победители: Никита Строгов "Моя кошка"; Тим Туманный "Как правильно дрессировать молодого компьютерьера"; Тим Туманный "Иронические хокку" .
Совсем коротко:
1. Я ни разу не засмеялся, только вымученно улыбнулся Тиму Туманному (эх, дружище, да зачем обучать молодого компьютерьера команде "висеть", если у него это врожденная способность?)
2. Мне трудно поверить, что Никите Строгову восемь лет (все бы ничего, но либо последняя фраза его рассказика написана взрослым, либо этот ребенок гений).
3. Два из десяти "иронических хокку" Тима Туманного действительно прелесть (угадайте, какие!)

Если бы у кого-то нашлось время и силы довести эксперимент с "выбором народа" до завершенности, которую придали своему Комар и Меламид, честно изобразившие на полотнах избранного народом размера любимые народом образы, раскрашенные в любимые народом же цвета, это был бы скорее всего юмористический рассказ о гиперсексуальном, но небогатом мужчине средних лет, философе-любителе, который не прочь задуматься на досуге о жизни, смерти, деньгах, безденежье и прочих высоких материях... А название у рассказа было бы очень поэтическое. Например: "Агония отжившей ипостаси" ...

[Тенета] [Арт-Лито] [Большая буква] [Зопеска-98] [Нетский мир] [Овес] [Золотой котец] [Золотой графоман] [Десять лягушат]

[Чаво? Куды? Туды!] [Свежий фрайбургер] [Чертова дюжина Макса Фрая] [Все рейтинги] [Всенародная сотня] [Черствые фрайбургеры] [Архив новостей] [Что почитать] [Гостиная] [Безумное чаепитие] [Чужие здесь не ходят] [Коллекция МАКСималиста] [Современное искусство в сети] [КурицынWeekly] [Яркевич по пятницам] [Mr.Lion] [Dr.SYM] [Голос Ехо]

www.reklama.ru. The Banner Network.
Логотип и графические элементы: Светлана Мартынчик, Игорь Степин
Дизайн - Радошовецкая Юля
Редактор - Кириченко Наташа
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1