выпуск 2 25.01.99

Не просто фантастика

Вадим Барановский: орки и теперь живее всех живых; на краю земли с Наталией Совой; "Салим" Александра Юринсона - ЖЗЛ будущего; Генри Лайон Олди и сэр Уильям Блейк, а также маленькие чудеса в Тенетах от Николая Байтова и Сергея Ашанова.

Ой, что сейчас начнется! Пойдем в Тенета, фантастику будем читать. До последней капли крови читать будем, умрем, но не сдадимся. Страшно даже. Заранее.

Вадим Барановский: Орки и теперь живее всех живых
Когда я слышу вдохновенное: "На Ангбанд шло воинство Валинора", моя рука тянется к пресловутому парабеллуму Геббельса. Нет, это не Толкиен. И даже не Перумов. Это, ребятушки, сэр Вадим Барановский и его "БАЛОРХКВЭНТА, или Повествование о Великом Орке", "Вторая часть сумеречной книги Средиземья", да еще и снабженная эпиграфом из Егора Летова, прошу любить и жаловать. Ох! И ведь небесталанно написано. Весьма легко, довольно умело, почти профессионально (каюсь, дочитать текст до конца я не смог, но на пройденном участке откровенных ляпов не обнаружил)... Тем хуже, к сожалению! Господа, ну сколько можно дописывать Толкиена? Он был неплохим писателем... o'k, не стреляйте, уговорили - хорошим, просто замечательным, если уж вам так угодно, но угробить свою единственную и неповторимую жизнь на дописывание чужих историй?! Уму непостижимо. Вы знаете, сколько живет человек на этой прекрасной земле? Лет семьдесят - восемьдесят, если очень повезет. И все.

На краю земли с Наталией Совой
Наталия Сова "Здесь, на краю земли". Снова фентези. Но на сей раз, хвала аллаху, никто никого никуда не дописывает - и на том спасибо. "Он назвался мастером Перегрином. Или, может быть, мастером-странником. Это было единственное, что я смог поначалу разобрать в его речи. Он пытался говорить сразу на всех известных ему языках Западных Равнин." Обычное начало обычного произведения этого, в последнее время ставшего таким обычным, жанра. "Отсутствие страха напоминало дыру от выбитого зуба". Забавное наблюдение. И не вина умелого автора, что отсутствие у меня интереса к подобным произведениям тоже напоминает дыру от выбитого зуба, и я засыпаю уже на пятнадцатой строчке. Что может быть скучнее вечного противостояния условного добра и не менее условного зла? Законы жанра, ничего не попишешь! И не почитаешь...

"Салим" Александра Юринсона - ЖЗЛ будущего
Александр Юринсон "Салим". Если честно, сначала я вообще не хотел упоминать этот рассказ в своем обзоре: мне он показался отменно скучным... и это, пожалуй, все. Без комментариев. Но в самом низу странички я обнаружил примечание автора, каковое гласило: "В рассказе нет ни смысловых ошибок (авторских небрежностей), ни случайных, на ходу придуманных названий и понятий". По моей роже поползла улыбка - поначалу недобрая, она быстро превратилась в растерянную. В сочетании с нарочито сухим стилем, уместным скорее в очередном томе из серии ЖЗЛ, чем в рассказе, опубликованном в категории "Фантастическая и приключенческая литература", эти строчки производят совершенно неповторимый эффект: скучнейшая биография Салима Цзайлиева, который, если верить автору, "родился в 2740 году в городе Урумчи Уйгурской провинции королевства Тибет", становится похожим не то на грозное пророчество, не то на его искусную имитацию, и тоскливое, как пение старого казаха, повествование о "Государственном Урумчинском университете имени Императора Халоева", "фабричной казарме" при "Третьей Фабрике электронных приборов", "Большой Индокитайской", а также "Пятой Мировой (Звездной) Войне" и "Туманном Занавесе" наполняется совсем иным, зловещим смыслом.

Генри Лайон Олди... и, как ни странно, сэр Уильям Блейк
И, наконец, "Хоанга". Та, что творит добро. Есть в этом слове нечто притягательное, слабый отзвук флейт несбывшегося, вкус липкой ириски, запретной и оттого самой сладкой на свете. Помните?
Хоа-а-анга... пьянит аромат жасмина, самовольно вторгаясь в соленый запах моря, южное солнце, одичалый демон зноя, сыт на рассвете и легко касается вашей кожи мириадами теплых пальцев, мурлыча на весь небосклон:
- Хоа-а-а-а...
Слышите?
И еще - тайна, которая заставляет сердце трепетать птенцом в ладони,
предвкушая чудо.
Чувствуете?
Ага. Еще бы я не почувствовал! Хорошо все-таки, что на свете есть Олди, да еще целых две штуки. Пока они есть, только у несправедливо обделенных природой граждан поднимется рука и опустится IQ считать фантастику низким жанром. Благо Олди (то бишь, Громов и Ладыженский) почему-то считаются писателями-фантастами. По моему скромному разумению, они давным-давно выросли из детских штанишек жанровых условностей и твердо стоят одной ногой в литературе, а другой - в Литературе с большой буквы. Мне бы очень хотелось, чтобы на их голову нашелся хоть один хороший, серьезный (ладно, ладно, откуда им взяться, хорошим и серьезным, но хотя бы мало-мальски авторитетный, или просто модный) литературный критик (маргинальные дядечки, со времен царя Гороха специализирующиеся на фантастической литературе, делу не помогут), в противном случае, через пару десятков лет мне придется самолично бессовестно передрать эссе Борхеса "Удел скандинавов", то и дело заменяя слово "скандинавы" фамилиями Громова и Ладыженского - чтобы хоть как-то восстановить историческую справедливость.
Ребята, даже если вы не любите фантастику, если вы терпеть не можете этот жанр, полагая его созданным исключительно для пустого времяпровождения, все равно читайте Олдей. Все, что под руку подвернется, в том числе и "Хоангу". На первый взгляд, ничего особенного, просто рассказик, один из многих, но кто еще процитирует вам Блейка: "Tiger, tiger, burning bright in the forest of the night..." на страницах рассказа, представленного на сетевой конкурс в номинации "Фантастическая и приключенческая литература" ?! Вот то-то же...

И если уж мой сегодняшний обзор начался с фантастики, на сладкое предлагаю вам вместе со мной полюбоваться на...

Маленькие чудеса в Тенетах.

Николай Байтов "Искушение поэта в снежном лесу". Название-то какое завораживающее! Нечего и говорить, что я тут же попался, как глупая мошка в паутину. Вот ведь как - ничего особенного, вроде бы, там не происходит, голова не идет кругом от захватывающего действа, и никаких тебе "великих откровений", и сюжет, на первый взгляд, вполне банальный: уж сколько было писано и, соответственно, читано о "видимых во сне", о персонажах, возомнивших себя живыми людьми из плоти и крови, и людях, возомнивших себя персонажами... Вечная тема, блин! И знаете что? Я первый плюну в глаза тому, кто назовет банальным "Искушение поэта в снежном лесу", скорчит кислую рожу, зевнет и пойдет дальше. Байтову удалось на несколько минут заворожить меня, заколдовать и увести в свой заснеженный лес. Несколько минут я был "очарованным странником", и теперь мне не хочется пускаться в рассуждения о достоинствах и недостатках его прозы, а значит - чудо, которое мы по привычке именуем настоящей литературой, состоялось.

И напоследок еще немножко о чудесах. "Утром - скорее всего это было следующее утро - коренастый плохо выбритый голос ворвался в Комнату и, разбросав по полу цветные лоскутки недосмотренного сна, исчез. Их, впрочем, тут же утащил к себе под кровать Гном. Он хотел сшить себе новое одеяло, и этого должно было хватить с лихвой. Так что, когда Дин наконец продрал глаза и огляделся - с уборкой было покончено." Там же, в Тенетах набрел я на очень странный рассказик Сергея Ашанова "Опыт бегства". Меня он не заворожил, поначалу даже разозлил ("ты сам-то понял, че сказал?" - гневно, как пролетарий, недобрым ветром занесенный в университетскую аудиторию, вопрошал я отсутствующего автора). Я мог возмущаться сколько угодно, это уже не имело никакого значения: на моих губах остался горьковатый привкус несбывшегося чуда. Возможно, для вас оно сбудется, и странная Комната, в которой живут Дин, Гном, Зеркало и Часы, а за стенкой Самый Лучший в Мире Сосед спорит со своим Телефоном, покажется вам местом, о котором следовало бы написать длинную-длинную сказку в духе Туве Янссон, а не коротенькую невнятную историю о побеге (откуда? куда? зачем?) - то ли удавшемся, то ли неудавшемся...

[Тенета] [Арт-Лито] [Большая буква] [Зопеска-98] [Нетский мир] [Овес] [Золотой котец] [Золотой графоман] [Десять лягушат]

[Чаво? Куды? Туды!] [Свежий фрайбургер] [Чертова дюжина Макса Фрая] [Все рейтинги] [Всенародная сотня] [Черствые фрайбургеры] [Архив новостей] [Что почитать] [Гостиная] [Безумное чаепитие] [Чужие здесь не ходят] [Коллекция МАКСималиста] [Современное искусство в сети] [КурицынWeekly] [Яркевич по пятницам] [Mr.Lion] [Dr.SYM] [Голос Ехо]

www.reklama.ru. The Banner Network.
Логотип и графические элементы: Светлана Мартынчик, Игорь Степин
Дизайн - Радошовецкая Юля
Редактор - Кириченко Наташа
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1