выпуск 20 | 31.05.99 |
Снова лучшая проза Арт-Лито, мать ее! Не, это уже сериал какой-то получается, честное слово! Третий раз принимаюсь за Арт-Лито с евонными результатами первого тура, и конца краю не видно. И названия обзорам можно давать в лучших традициях сериалов: "Лучшая проза Арт-Лито - 2", "Возвращение лучшей прозы Арт-Лито", "Лучшая проза Арт-Лито разбушевалась", "Лучшая проза Арт-Лито в гневе", "Завещание лучшей прозы Арт-Лито"… ну и так далее. Ужас, да? Тем не менее… "Косые лучи солнца сквозь дыры в стене пронзают темноту сушилки. Гроздья винограда, собранные чьими-то заботливыми руками, несмотря на войну и разруху. Подбитый танк. Взорванный мост. Арык с сильным, но медленным течением. Погибший танкист. Наша группа, уставшая, потная, вся в пыли. Комбат с воспаленными глазами. Кажущаяся прохлада сушилки. Тело мертвого духа. Нож в моих руках со следами чужой, густеющей на глазах крови. И пыль. Везде пыль. Мелкая, всепроникающая. Витающая над всем происходящим. Медленно оседающая в черную лужу крови." Афганские рассказы Павла Андреева я порывался вставить в свой обзор неоднократно, но всякий раз тормозил по очень простой причине: они заслуживают лучшей участи, чем угодить в один из моих обзоров. Куда угодно, только не в мои обзоры! Совершенно очевидно, что мои читательские предпочтения лежат совершенно в другой стороне. То есть в качестве литературного произведения рассказы Павла Андреева меня не интересуют совершенно (это не значит, что они плохо написаны, просто - не для меня). В то же время, за этими рассказами , несомненно, стоит личный опыт, а это значит, что я со своими драгоценными литературными вкусами могу пойти в задницу. Прежде чем отправиться в указанном направлении, замечу, что афганские рассказы Андреева надо бы поместить в школьные хрестоматии (они так же честны, как устные свидетельства очевидцев, но в отличие от большинства такого рода воспоминаний, не грешат ни истерической злостью, ни жалостью к себе, ни сентиментальностью) и эхом повторю вслед за автором: "со временем все покроется пылью". "Самое главное - оказаться единственным пассажиром в купе. Павлу постоянно не везло на попутчиков. Он условно делил всех на несколько основных категорий: на пьющих в пути, на не пьющих в пути, и на женщин с грудными детьми. Все эти категории ему были ненавистны." Внимание, господа. "Сиам" Романа Губарева - в высшей степени стоящая вещь. Удовольствия, впрочем, не обещаю. Зато гарантирую, что со страниц повести на вас тяжко навалится странная разновидность меланхолии. Отчужденность. Отвращение всех к каждому и каждого ко всем. Тридцатиградусная жара. Единственная добродетель - молчание. Единственный способ получить передышку - выпивка. Высшее искусство - не замечать других людей, или хотя бы не слышать, что они говорят. "О, Боже, дай мне одно крыло Антуана де Сент-Экзюпери, а второе - Ричарда Баха! "Леха-братан нашел у себя в кармане шнурок и привязал его к безмену, чтоб было похоже на кистень, чтоб было еще страшнее. Мы шли по улице и никуда не сворачивали. Потому что у нас одна улица в деревне - Советская называется." Рассказы Виктора Айсина показались мне чем-то вроде учебных этюдов на тему черного юмора. Ну, то есть, юмор еще не очень черный и вообще как бы не настоящий, хотя уже немножко юмор, но… В общем, учебный процесс. Возможно, он движется в нужном направлении. Ну, не знаю, может быть я несправедлив к автору: всего пару часов назад эссе про Ивлина Во писал, соответственно, его же и перечитывал, так что Айсину не повезло, конечно... Хотя, с другой стороны, писать надо так, чтобы ни на чьем фоне бледно не выглядеть. Иначе - не имеет смысла. Разве нет? "- Да что ты можешь, что ты видел в своей жизни? Ты раз в неделю ешь какое-нибудь рыбное фрикассе из протухшей селедки, да пьешь какую-нибудь мочу, которую ты называешь пивом. А я? Я каждый день ем красную икру и трюфели, а запиваю шоколадом и бургонским столетней выдержки! Да я за один обед съедаю столько всякой вкуснятины, сколько ты и за двести лет не увидишь!" А вот рассказы Касима Морького показались мне довольно забавными, особенно тот, что повествует о победе Наполеона над трамвайным контролером ("Последняя битва великого полководца"). Досадно, что остроумному автору не хватает то ли опыта, то ли элементарной усидчивости: всяческие шероховатости то и дело режут слух, колют глаз, и все такое прочее. Ненавижу повторяться, но приходится. Большинству финалистов конкурса Арт-Лито-98 удается очень убедительно грустить, скорбеть, страдать etc. Не хватает авторов, которые были бы способны столь же убедительно веселиться и "поучать, развлекая". Не хватает легкости и свободы, не хватает свежего воздуха. Единственный известный мне рецепт: распахните окна, ребята. Вы классные, у вас есть шанс. Все… пока. |
[Тенета] [Арт-Лито] [Большая буква] [Зопеска-98] [Нетский мир] [Овес] [Золотой котец] [Золотой графоман] [Десять лягушат]
[Чаво? Куды? Туды!] [Свежий фрайбургер] [Чертова дюжина Макса Фрая] [Все рейтинги] [Всенародная сотня] [Черствые фрайбургеры] [Архив новостей] [Что почитать] [Гостиная] [Безумное чаепитие] [Чужие здесь не ходят] [Коллекция МАКСималиста] [Современное искусство в сети] [КурицынWeekly] [Яркевич по пятницам] [Mr.Lion] [Dr.SYM] [Голос Ехо]