выпуск 21 | 07.06.99 |
О терапевтической ностальгии Получил я давеча письмо от Ромы Воронежского. Вообще-то, мы с ним переписку по совсем другому поводу затеяли, но тут вдруг речь о сетевых литературных конкурсах зашла. Ну, вот он и выдал. Цитирую (с разрешения автора, разумеется): Последний сетевой конкурс, на сайт которого я заглядывал, был Тенета. Произошло это приблизительно так: Захожу. Правда, лежат сорок с чем-то романов. На русском языке. И ведь кто-то же их написал! И откуда только! Стал в них судорожно мышкой тыкать и читать. Попался мне роман, жирный такой, килобайт четыреста самое меньшее. Все повествование от третьего лица, и главного героя зовут "Человек". Ну, а как, скажите мне на милость, читать роман, если все повествование в нем идет от третьего лица, а главного героя называют "Человек" на всем протяжении? Совершенно верно, такой роман читать невозможно. Таким образом, попытка ознакомиться с современной литературой потерпела крах. Уважаемые господа организаторы и участники Тенет, прежде, чем обижаться на автора письма (и на меня, заодно, за то, что я его обнародовал), дочитайте до конца хотя бы этот абзац. Дело в том, что письмо Ромы Воронежского весьма показательно. Это еще одно из самых мягких и деликатных мнений, которые мне практически ежедневно приходится выслушивать в связи со своей обозревательской деятельностью. Сводятся они, как правило, к одной фразе: "зачем ты в этой фигне копаешься?" И это при том, что я сам глубоко убежден в том, что, по крайней мере, четверть работ из тех, о которых шла речь в моих обзорах, "фигней" ни в коем случае не является. Тем не менее, подавляющее большинство читателей относится к сетевой литературе с известным предубеждением. Часто, как в случае, описанном Ромой, первые же попытки ознакомиться с сетевой литературой, увы, только подтверждают первоначальные предположения. Я и сам придерживался того же мнения в начале своей обозревательской деятельности. Не могу поклясться, что мне удалось окончательно преодолеть этот предрассудок (до сих пор наивно удивляюсь, обнаруживая на страницах одного из конкурсов очередной шедевр), но определенные успехи в этом направлении налицо. Проблем, как мне кажется, две. Первая преодолимая, вторая, увы, не очень. Во-первых, надо (граждане интеллигенты, выйдите из комнаты) "фильтровать базар" (спасибо, можете войти обратно). Я имею в виду, что господа номинаторы, благо уж они при каждом серьезном литературном конкурсе имеются, должны быть менее гуманны. Мало ли, что им там присылают! Аргументы вроде "а что мне - жалко, что ли", "ерунду пишет, но видно, что парень хороший", или "девчонка такая трогательная", по-человечески понятны, по-христиански похвальны, но здорово вредят общему делу, пардону прошу за неуместный пафос. Ну а пока дела обстоят так, как они обстоят, попробуем поискать в сетевой литературе какие-нибудь достоинства, которых не хватает литературе "бумажной", причем достоинства, которые может оценить его капризное величество читатель (на всякий случай, не грех вспомнить, что он, вроде как, главное действующее лицо во всей этой странной человеческой затее, именуемой литературой). Начнем, пожалуй, с такого мощного аргумента как ностальгия. "Терапевтическая ностальгия", если вам будет угодно. Пост, оставленный несколько дней назад в моей гостевой милой Мартышкой в Очках, Натальей Павловой по мотивам моего предыдущего обзора (цитирую отрывок: "...Андреева может читать только тот, кто способен искренне задаться вопросом: е-мое, а где я бухал в субботу 25 июня 1986 года, обмывая диплом? Мама рОдная, спасибо за пинок в зад и походы в деканат, чтоб меня не вытурили за неуспеваемость... У Березина - совершенно иное. Для меня - тонкая квинтэссенция того, в чем мне приходилось вариться...") - заставил меня задуматься о том, что фактор наличия у писателя и читателя общего житейского опыта, который нуждается в проговаривании и преодолении (совсем как на приеме у психотерапевта), пожалуй, является одним из решающих. Еще одна "таблетка". "Друг мой дружочек" Лили Поленовой, прошедший во второй тур конкурса Арт-Лито-98. Начав свой рассказ с прохладно-печальной сцены похорон в Нью-Йорке, Лиля Поленова то и дело возвращает своего читателя назад, в "маленький город" Москву ("встретить в Москве в компании совсем незнакомого человека невозможно: или его мама и ваша в одной школе учились, или его жена с вашей подругой в детстве на каток ходили, или вы сами вместе водку пили, да убей Бог, не вспомнить где"). А там нас подстерегают общие для всех воспоминания - история Лили Поленовой не то чтобы банальна, просто она достоверна, а человеческая жизнь в каком-то смысле - тоже "маленький город" и невозможно оказаться в одной компании с чужими воспоминаниями и не встретить там ни одного знакомого. Дан Дорфман откровенно сентиментален в каждом цикле, в каждом абзаце (да что там, в каждом знаке препинания!) своего полу-мемуарного "романа в трех циклах, со спецификациями, ссылками и присвоением глобальной переменной" "Встретимся на сети", как и всякий человек, вспоминающий молодость. Читать его вам будет интересно, или неинтересно - в зависимости от того, как вы относитесь к любительским попыткам оседлать демократичный жанр "вспоминательной" литературы. Во мне в таких случаях начинает визгливо мяукать несостоявшийся историк, которого приводит в восхищение сам факт появления на свет еще одного тома бесконечной серии "Жизнь Всяких, А Не Только Замечательных Людей", художественные достоинства/недостатки текста его при этом совершенно не интересуют. Впрочем, автор сам позаботился об интересах читателя. "Те, кто не интересуется эротикой, могут первый цикл не читать. Те, кто не интересуются рок-н-роллом шестидесятых могут не читать второй цикл. И наконец, те кто не интересуется Интернетом могут не читать третий цикл", - честно предупреждает Дан Дорфман в предисловии к своему роману. В общем, как пишет Sweet Lady (Тенета, номинация "сборники рассказов" - кстати, и как эта леди туда попала со своими "сладостными" причитаниями?!): "Ты помнишь?" |
[Тенета] [Арт-Лито] [Большая буква] [Зопеска-98] [Нетский мир] [Овес] [Золотой котец] [Золотой графоман] [Десять лягушат]
[Чаво? Куды? Туды!] [Свежий фрайбургер] [Чертова дюжина Макса Фрая] [Все рейтинги] [Всенародная сотня] [Черствые фрайбургеры] [Архив новостей] [Что почитать] [Гостиная] [Безумное чаепитие] [Чужие здесь не ходят] [Коллекция МАКСималиста] [Современное искусство в сети] [КурицынWeekly] [Яркевич по пятницам] [Mr.Lion] [Dr.SYM] [Голос Ехо]