выпуск 26 12.07.99

Победители Тенет, дубль второй.

Продолжаю комментировать итоги голосования сетевого жюри конкурса Тенета-98. Предчувствую, это будет тот еще сериал: категорий много; победителей еще больше: по три в каждой, а я один... правда, загоревший и довольный жизнью, аки сволочь какая.

Категория "Стихотворения"

Моя Матильда, черт тебя дери!
Любить тебя - как есть из общей миски:
На дне всегда находятся огрызки
Тех, кто успел поцарствовать внутри.

Я меценат, я чту красивый слог.
Скажи: "Любимый! Гоже ли!? Доколе?!" -
И я склонюсь в поклоне поневоле,
Отставив зад, как выпивший божок.

Но ты урчишь, раскинувшись во сне,
И тонкий храп, как мерзкий писк москита,
Просеявшись сквозь слуховое сито,
Как известь, осаждается во мне.

Итак, первое место - Линор Горалик, "Мурка". По-моему, в сети русской есть один неписанный, но священный закон: о Линор Горалик следует говорить только хорошее, или ничего. Следую этому принципу с удовольствием, хотя мне проза Линор и (в особенности) эссеистика все-таки ближе, чем ее поэтические эксперименты. И все же невозможно не почувствовать, что в "Мурке" есть беспощадная сила, выраженная с обескураживающей прямолинейностью, да и простота ее - кажущаяся, внешняя, совершенно оправданный художественный прием, а не обычное "чем богаты, тем и рады", характерное для многих сетевых поэтов. "Мурка" забавна и жестока одновременно, а победа Линор совершенно заслужена.

На берегу, соленый и послушный,
стоял Медуз и дергал шар воздушный
за ниточку. А ласточки-сноровки
его клевали, вытянув головки.

... Ну и так далее. Второе место Иван Карамазов "Медуз". Честно говоря, я поначалу глазам своим не поверил. По-моему, редкостное дилетантство. Комментировать не хочется, подвергать подробному разбору - тем более. Вместо этого - еще одна цитата; мне кажется, что она говорит сама за себя:
Безмозглый Бобик с умными глазами
рычать не стал, да и умел едва ли.
Его хозяйка, девочка Марина,
еще спала и видела дельфина.
Ну, если автору в 1991 году (именно этим годом датировано стихотворение) было лет 10 - 12, то он действительно молодец...

Рыбина, голоси!
Дерево, улетай!
Ижина, небеси!
Миклуха, маклай!

Александр Левин, "Наклонительное повеление". Играется взрослый человек со словами. Не "хливкие шорьки", конечно, но... имеет право. Наверное, многим читателям приятно внезапно обнаруживать, что поэзия может быть забавной игрой, чем-то вроде несложного ребуса. Отсюда и успех "Наклонительного повеления" у сетевого жюри...

Категория "Сборники стихотворений и поэмы"

Она взяла член в рот
В третий раз -
Он кончил.
- Выйти за него замуж, -
Подумала Она, -
И с голоду не сдохнешь.

О случайном победителе этой категории, Рамоне Переце, я уже упоминал в предыдущем обзоре; углубляться в этот инцидент мне, если честно, скучно. Могу только искренне воскликнуть вслед за маленькой Алисой: "все чудесатее и чудесатее!" - а потом добавить (воспользовавшись другим переводом): "все страньше и страньше!"

Второе место - Ренат Гильфанов, "Наведение на резкость". О Ренате я уже писал, повторяться не хочется; воспользовавшись случаем предъявлять ему традиционные обвинения в "бродскизме" - тем более. Вот мой старенький обзор на эту тему. Надеюсь, что Ренат с юмором отнесется к своему второму месту у сетевого жюри - собственно говоря, именно в такой непредсказуемости результатов и состоит прелесть сетевых литературных конкурсов.

Сидя под деревом,
Суворов размышлял:
"Первого своего человека
Надо убить в самом раннем детстве,
Маленькие дети быстрее к этому привыкают,
И сразу становится ясно:
Годится ли ребенок в палачи,
Будет ли он полезен родине."

Третье место разделили Сап-Са-Дэ с "поэмой в трех частях с двумя полуфиналами и финалом" "Суворов в городах" и Шмубзик с поэмой "...что я вспомнил о любви".
Черное время,
чертово время,
честное слово -
были бы силы :
разметал бы череду беспрерывности лет,
раскрутил волчек в другую сторону, а сейчас...
Только не сыпь на меня время, Бабушка!
Этот песочек, эти мелкие, мелкие камушки.
Не клади на лицо мое, Бабушка
свой обессиливающий наказ.

Сап-Са-Дэ откровенно хорош, хотя откровенно же неровен; Шмубзик - трогательно неумел, местами на удивление пронзителен, местами вызывающе слаб (я добросовестно выбрал одну из самых сильных цитат). Оба активно разрабатывают богатейшие возможности жанра "крыша едет". У Сап-Са-Дэ это получается блестяще, Шмубзик подает некоторые надежды. Тем не менее, победа им досталась одна на двоих.

Категория "Пьесы, сценарии"

МАША:
- Вкусно! Вино и мясо так на меня действуют, что я из скромной девушки Маши превращаюсь в черт знает что. Однажды, в гостях у друзей инженера Киргизова я выпила бутылку водки и съела гуляш. Потом я разделась и голая танцевала на столе. Инженер Киргизов сделал мне замечание. Он сказал: "Маша, ты ставишь меня в неудобное положение перед хозяевами." За это я разбила хозяевам люстру, перевернула стол, утопила в аквариуме колбасу и выбросила в окно торшер.

И все в таком духе. Первое место - ОЛЕГ ПОПОВ & ВЛАДИМИР БЕЛОБРОВ "ВОЗБУЖДЕННЫЙ МАНЬЯК". Откровенный, неприкрытый и ни на что не претендующий стеб. Действие происходит в лесу, действующие лица: АЛЕКСАНДР КАРЛОВИЧ КИРГИЗОВ - инженер; МАША - невеста Киргизова; БРУСЛИМ МАГАЛАЕВ - учитель пения; САША И МИША - боксеры; МЕДВЕДЬ - дикий зверь. В финале - апофеоз "мясовинояйцефильтра" как вершины инженерного разума. Ну, типа как бы всем должно быть смешно...

Конечно, ничего страшного. Здесь не нужно особой силы.
Чтоб не пугаться ответов - не задавай вопросы.
Спи с чужою женой, нянчи чужого сына.
Это все дело привычки. Привыкнешь - и станет просто.
Привычка не оставлять чаевых в трактире, не отвечать на письма, запирать двери,
не слышать детского плача, носить за пазухой камень,
не встречать Рождество, никогда никому не верить.
И - глядишь - уже не отвыкнуть от этого привыканья...

Второе место - Антон Духовской, "Концерт для Моцарта с оркестром". "Достоверная хроника последнего часа". Пьеса в стихах, однако. И, кстати, сказать, с картинками. На удивление мастерская вещь. Мощная, пафосная, лиричная, консервативная, как хороший твидовый костюм. Мне, признаться, было немного скучновато, да и авторская трактовка последнего часа Моцарта, заполненного одиночеством и несбывшимися любовями, на мой вкус, не слишком оригинальна, но невозможно не снять шляпу перед мастерством автора. "Концерт для Моцарта с оркестром" - тот редкий случай, когда личный вкус должен уступить место элементарным требованиям объективности. Второе место Духовского на фоне победившего "Возбужденного маньяка" выглядит почти оскорбительно... М-да, и с каких пор я заделался таким чистоплюем? Да вот - музыка навеяла...

О Н А. Давай поставим раскладушку в шкаф?
О Н. Зачем?
О Н А. Давай, вообще будем там жить?! Зачем нам эта квартира, у нас есть шкаф! (Смеется.) Мне страшно... Обними меня! Давай поставим ее в шкаф. Пожалуйста! Поцелуй меня! Я хочу тебя! Я хочу в шкаф! Я хочу тебя... Там! Слышишь? Иди ко мне! Я хочу тебя! Я хочу!
О Н. Что с тобой?
О Н А. Ни-че-го!
Пауза.
О Н. У меня аллергия на нафталин...

Третье место - Вадим Леванов, "Шкаф". История немножко мистическая, немножко абсурдная, исполненная с известным изяществом. Это единственная из пьес-победителей, которую я был бы не прочь увидеть в театре; причем, я даже успел решить для себя, что в главной женской роли будет очень неплохо смотреться Любовь Полищук. Наверное, это свидетельствует о качестве пьесы, поэтому о некоторых раздражающих меня моментах писать не буду, не стану даже сетовать на банальность сюжета, искусно погребенную под эффектными деталями: по большому счету пьеса все-таки состоялась.

Категория "Юмор"

Признаюсь сразу: в этой категории меня разочаровали все победители. С юмором в этом году в Тенетах вообще хреновато, и все же... Ни "Тень от луны" Евгения Иz, ни "Волшебнутые сказки" Ивана Ющенко, которые в свое время меня так порадовали, внимания сетевого жюри не удостоились. А жаль.

Однажды снимали советско-венгерский фильм "Держись за облака", довольно идиотский, об авиаторах времен гражданской войны. В одном эпизоде летчики улетают из монастыря, где их принимали за посланцев неба. (Полная ахинея). Мы изображали этих кретинов-монахов, которые бегут за взлетающим самолетом, потом должны были бухаться на колени вокруг нашего главного и в слезах истово креститься. Главным сделали одного колоритнейшего пожилого мужика по фамилии Колунов, с мордой совершенно зверской. Этот Колунов оказался гораздо тупее, чем его персонаж. По сценарию он должен был воздевать руки к небу и кричать текст: "Улетели наши мессии". Последнее слово было для него совершенно незнакомо, запомнить его он не мог и каждый дубль кричал полную дичь, причем каждый раз разную: "мисиси", "мисиписи", "мисисипи".
Первое место - "Несколько историй из жизни, рассказанных Филиппом". Истории прибыли на конкурс прямехонько с Анекдот.Ру и сами по себе довольно забавны, как и многие другие "Истории", которые активно присылают в соответствующий раздел постоянные посетители. Просто конкурс-то типа литературный, хоть и сетевой. Истории Филиппа вполне заслуживают первого места в народном рейтинге на самом сайте Анекдот.ру. Но при чем тут Тенета? Ну да ладно, по сравнению с вторым и третьим призерами это действительно шедевры...

А как то раз в дом ворвались бандиты в масках и перепутали гамадрила с "новым русским". Они пытали обезьяну утюгом и спрашивали, где деньги спрятаны. Так ведь это мерзкое животное под пытками научилось говорить! И какие были его первые слова? "Спросите у опоссума. Он знает!" Тогда бандиты стали пытать меня. Пришлось так же овладеть членораздельной речью и некстати им заметить: "Вы забыли утюг включить!" Это был тонкий расчет. Бандиты сказали гамадрилу: "А ты, скотина, почему про утюг молчал?", снова принялись мучить этого гада.
Второе место - Вадим Голованов "Всякая фигня". Фигня действительно всякая-разная. И "Новые русские сказки", и "Открытое письмо сумчатого опоссума Пети", и все такое прочее. У "Всякой фигни" есть один недостаток: какая-то она несмешная, эта фигня. Типа сборника анекдотов про новых русских, что в изобилии продаются у метро и наполняют дорогу смертной скукой...

Блин, я тут почитала мифы и легенды древней Греции, прикинь, оказывается древние греки были жутко тупые придурки. Любого героя, как не фиг делать, можно было развести "на слабо" или "западло", ну типа на понт взять, у них даже море было специальное море Понта называлось.
Ну, о сестренке Бивис, занявшей третье место, я уже в свое время писал. Впрочем, могу повториться: по-моему, ужас. И прием избитый, и результат не впечатляет.

На этой печальной ноте...
... Продолжение, по всей вероятности, следует.

[Тенета] [Арт-Лито] [Большая буква] [Зопеска-98] [Нетский мир] [Овес] [Золотой котец] [Золотой графоман] [Десять лягушат]

[Чаво? Куды? Туды!] [Свежий фрайбургер] [Чертова дюжина Макса Фрая] [Все рейтинги] [Всенародная сотня] [Черствые фрайбургеры] [Архив новостей] [Что почитать] [Гостиная] [Безумное чаепитие] [Чужие здесь не ходят] [Коллекция МАКСималиста] [Современное искусство в сети] [КурицынWeekly] [Яркевич по пятницам] [Mr.Lion] [Dr.SYM] [Голос Ехо]

www.reklama.ru. The Banner Network.
Логотип и графические элементы: Светлана Мартынчик, Игорь Степин
Дизайн - Радошовецкая Юля
Редактор - Кириченко Наташа
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1