выпуск 27 19.07.99

Таинственные незнакомцы принимают решение.

Таинственные эксперты "Тенет", эти агенты 007 на общественных началах (вот хоть убейте, не понимаю: какой смысл скрывать от общественности имена экспертов - неужели же их участие в процессе могло скомпрометировать конкурс?) сделали свой выбор. Из 80 рассказов, представленных на конкурс, они выбрали 43. Считается, что за оные 43 рассказа профессиональное жюри в очи не плюнет и шею не намылит. Что ж, попробую покопаться в результатах деятельности этих загадочных существ, благо ребята проделали титаническую работу и не просто вывесили список "прошедших" и "не прошедших" работ, но и опубликовали свой собственный рейтинг. Конечно, уместить в один обзор все рассказы (или даже 43 вышедших в первый тур) немыслимо, поэтому расследование получится самое что ни на есть поверхностное. Сразу скажу, что мне так и не удалось понять главное: какие именно внешние факторы вызвали несколько явных замутнений в светлом сознании экспертов: московская жара, или тяжелые наркотики?

Мальчик бежал, совсем вроде бы не касаясь земли и крепко прижав свою дудку в черной коробке. Он широко раздвигал удивительно длинные ноги и был похож издали на бегущие черные ножницы.
На первом месте в рейтинге экспертов "Трубач" Эдуарда Шульмана - рассказ, на первый взгляд, ничем не примечательный, местами шероховатый и запинающийся, но (если немного притормозить и посмаковать странную, необычную прозу Шульмана) - тревожный и почти гипнотический. Главный герой (автор все время называет его "мальчик") показался мне представителем какого-то иного биологического вида. Не человек, по крайней мере, не совсем человек. Иная логика, иные побудительные мотивы, иная реакция на происходящее. Этот странный образ выписан столь полно и достоверно, что дух захватывает. Я бы, кстати, не удивился, если бы в самом конце рассказа выяснилось, что "мальчик" - муравей, или шмель (Пелевиным навеяло); или просто дело происходит в каком-нибудь ином мире (на другой планете, если так будет угодно любителям фантастики). До сих пор, насколько мне известно, в русской литературе подобные эксперименты с психологической мутацией героев удавались только Андрею Платонову. Для меня же "Трубач" - это прежде всего история человека, легко, без принуждения и без излишних размышлений повинующегося судьбе. Очень рекомендую его прочитать, не расходуя время и внимание на мелкие придирки (а там есть к чему придраться, несколько ляпов бросаются в глаза даже при беглом прочтении) - просто для того, чтобы получить представление о беспрецедентной "инакости" шульмановского персонажа.
В общем, первое место в рейтинге экспертов отдано весьма достойному претенденту, вряд ли лучшему из лучших, но одному из таковых. По поводу второго места в этом рейтинге мои положительные эмоции вообще не имеют границ, поскольку оно досталось рассказу "Лесной человек" Алексея Александрова. Я его в свое время долго и нудно хвалил, потом очень жалел, что сетевое жюри рассказ никак не отметило; сейчас всеми правдами и неправдами пытаюсь засунуть "Лесного человека" в издательский проект "Вагриуса" (вместо себя, любимого, например - какой из меня, к черту, "сетератор"!) Так что за Александрова экспертам - кем бы они ни были! - мой низкий поклон.
На третьем месте "Костылита" Кирилла Якимца. О "Костылите" я тоже уже писал. Рассказ меня не слишком впечатлил, но нельзя не отдать должное мастерству автора. Как бы там ни было, его литературный эксперимент вполне удался, так что присутствие "Костылиты" в списке победителей первого тура более чем уместно, хотя ее высокое третье место в рейтинге экспертов меня все-таки смущает...

Далее - пускаюсь в галоп. Сначала о том, что меня (лично меня как читателя и составителя издательского портфеля) радует.
Очень радует, что во второй тур прошел Байтов, рассказ которого "Искушение поэта в снежной пустыне" в свое время стал одним из моих первых приятных открытий в процессе исследования пространства сетевых литконкурсов. Я краем глаза наблюдал дискуссию о Байтове в сиреневой гостевой Тенет; было особенно забавно видеть, как многие на полном серьезе рассуждали о его "вторичности" по отношению к Лукьяненко и прочим фантастам. Никому так и не пришло в голову, что изысканная проза Байтова - один из немногих серьезных шагов отечественной фантастической литературы в направлении "башни из слоновой кости", каковую уже давным-давно обжили, к примеру, аргентинские фантасты. Ну, ясен пень, тем легче было: у ребят составлением анталогий фантастики и написанием критических эссе по поводу оных Борхес с Касаресом баловались, а у нас... сами понимаете.
Радует наличие в списке Станислава Львовского и Данилы Давыдова - впрочем, на их счет я и не сомневался ;)
Радует, что в списке есть моя любимица Тихая Сапа, дважды победительница конкурса Большая Буква. Ее "Калитка" очень хороша. "Мы похожи на идущую на нерест рыбу и нас не бьет только ленивый. Позади марафон, должно быть, это исход... так куда мы изошли?" - Одна только эта фраза чего стоит!
Скорее все-таки радует, чем нет, и при этом очень удивляет высокий рейтинг рассказа Индейца Юры "Снова любовь и кровь". Я об этом рассказе в свое время довольно ласково писал, причем, писал очень нежно, но мне и в голову не приходило, что у меня найдутся единомышленники.
Очень радует "Вечерний звон для утреннего пользования" Ольги Зондберг ("Но сейчас я не пишу эту книгу, а только делаю вид. Провокатору необязательно быть писателем, достаточно нескольких слов.")
Радует также "Зона турбулентности" Виктории Фоминой. "Говорят, литература умерла, или нет, роман умер, как жанр, или - рассказ? - мне лично по фигу. Пока я живу - литература не умрет." За эту фразу Фомину здорово пошпыняли в гостевой Тенет (перепутав автора с лирической героиней), а мне кажется, что фраза очень даже правильная. Если думать иначе - зачем писать? А если думать так, но молчать в тряпочку - это уже клиника...
Радует отсутствие в списке дурацкого, прости господи, рассказа Сегаля "Счастливый человек Светка Иванова", тоскливо-брутального "Дневника" Валерия Суси, по-комсомольски дебильного "Неформала" Владислава Чопорова и кошмарной "Чашки кофе по-турецки" Александра Шамеса, по поводу которой я недавно разорялся в одном из обзоров. И еще профессиональное жюри никогда не будет читать "Случай в Варфоломеевскую ночь" Али - наверное это и есть счастье ;)
Что огорчает.
Огорчает - да что там, почти шокирует! - отсутствие в списке "Бабьего лета" Алексея Толкачева. (Томно) - я в ужасе! А если серьезно, "Бабье лето" - один из лучших рассказов, представленных на конкурсе. Я, вон, давеча сетовал, что сетевое жюри отдало ему всего лишь второе место, а не первое, а тут...
Огорчает, что "зарезали" "На приезжих гладиаторов" Владимира Пузия. Об этом авторе я с огромным удовольствием писал; его повесть будет издана в первом сборнике серии "сетература" издательства "Вагриус"; о нем я (возможно, с несколько большей осторожностью) мог бы повторить то, что говорил о Байтове.
Огорчает высокий рейтинг "Радости от ума" Попова & Белоброва. Я на эту тему, помнится, уже писал нечто скорбное, так что не буду повторяться.

Все, я устал огорчаться. Поэтому все остальное, в сущности, радует. Особенно давешний дождь...

[Тенета] [Арт-Лито] [Большая буква] [Зопеска-98] [Нетский мир] [Овес] [Золотой котец] [Золотой графоман] [Десять лягушат]

[Чаво? Куды? Туды!] [Свежий фрайбургер] [Чертова дюжина Макса Фрая] [Все рейтинги] [Всенародная сотня] [Черствые фрайбургеры] [Архив новостей] [Что почитать] [Гостиная] [Безумное чаепитие] [Чужие здесь не ходят] [Коллекция МАКСималиста] [Современное искусство в сети] [КурицынWeekly] [Яркевич по пятницам] [Mr.Lion] [Dr.SYM] [Голос Ехо]

www.reklama.ru. The Banner Network.
Логотип и графические элементы: Светлана Мартынчик, Игорь Степин
Дизайн - Радошовецкая Юля
Редактор - Кириченко Наташа
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1