выпуск 30 09.08.99

Записки из глубокого UNDERGROUNDа

В последнее время я чувствую себя идиотом, когда в три часа ночи, вместо того, чтобы наконец отправиться на давно заслуженный отдых, усаживаюсь писать очередной обзор. Времени не хватает ни на что. По идее, первой жертвой моего цейтнота должны были пасть именно обзоры - благо, денег за них мне никто не платит, просвещенное человечество без этих шедевров не погибнет, даже результаты конкурсов как-нибудь худо-бедно подведутся... и вообще, говорят, конец света скоро. Однако - есть песни, на горло которым фиг наступишь. Уворачиваются, твари негодные. Поэтому - приступим.

Скажу честно: весь вечер я собирался писать о победителях и побежденных в категории "Литературно-критические статьи". О Лехе и всех остальных, то бишь. Как вчера было, помню: собирался ужаснуться по поводу той чуши, которую написал Логинов (10 место у профессионалов и практически "никакое" - у сетевиков), и посетовать, что Митя Коваленин с "космополитическими анархиями Харуки Мураками" - всего лишь на четвертом, а не на каком-нибудь призовом месте. Собирался...
Однако дернула же меня нелегкая заглянуть в архивы гостевой "Тенет" , а оттуда пошел по ссылкам на нечитанные прежде рассказы - в первую очередь, те, которые особенно пылко обсуждались аудиторией... Так что и писать теперь буду все о тех же рассказах- никуда от них не денешься! А "Литературно-критические статьи", смущенно отводя глаза, откладываю на будущее.

Первое, что я увидел, когда глаза пообвыкли, были передние коровьи ноги, черные в белых чулках, оканчивающиеся раздвоенными копытами, выпачканными в дерьме.
Это были мои ноги, точнее, мои передние ноги, так как, взглянув под свое широкое брюхо, я обнаружил сзади еще одну пару таких же, с тою лишь разницей, что вокруг них обмотался длинный и также выпачканный в дерьме хвост.

Михаил Прокопьев, "Корова".
9-е (весьма высокое, поскольку всего рассказов 80) место в рейтинге экспертов и почти полный провал (одно шестое место и больше никаких упоминаний) у сетевого жюри.
А рассказ, межу прочим, забавный. Своего рода пасторальная интерпретация "Обмена разумом" Шекли. Человек обнаружил себя в теле коровы ("мало того, что я превратился в корову, так еще - по непонятной логике - в чужую корову!") Его побили палкой, накормили, подоили. Тем временем, в его тело, мирно посапывавшее на кровати, переместилась коровья "самость". "У Ивановых, слышь, Васька умом тронулся: с постели не встает, говорит только "гы", вдобавок сожрал одеяло и кровать обосрал!"
Дальше - хуже. Корове привели быка. К счастью (для главного героя) бык оплошал. Ну и так далее, все в том же духе. Избавление принесла только смерть - в это мгновение все встало на свои места, и главный герой наконец очнулся в своем человеческом теле. Написано, кстати сказать, очень хорошо - не придерешься. Да и желания нет придираться, если честно. Сцена "казни" описана с такой простотой и достоверностью, словно автор и сам однажды побывал под ножом. Браво, одним словом!
Только на месте автора я бы убрал последний эпизод: он ослабляет впечатление от прочитанного. Наверное, просто не стоит расставлять все точки над i...
Передо мной стояла наша корова Милка. С трудом
переведя дух, я уставился на нее, точно увидел впервые. Милка не трогалась с места.
- Ну, чего ты, чего? - сказал я дрожащим голосом и фальшиво польстил: - Хорошая корова, хорошая.
Та закивала, словно соглашаясь, потом ткнулась влажной мордой в мою ладонь и вдруг...
- Здравствуй, Вася. - сказала корова.

Вот этот абзац я бы и убрал, будь моя воля. Все остальное - рулез форезер!

Подполянский, не сознавая, зачем, обернулся к оставленному вагону - тот уплывал в тоннель - "Поезд дальше не идет", вспомнилось, как же не идет, когда вот... - и увидел в окне исчезающего вагона мужика в охотничьих сапогах, лежащего на одной из лавок. Пассажир блаженно улыбался, и за мутным стеклом вагона невозможно было рассмотреть - спит ли он, пьян ли или просто радуется удачной судьбе. Александер дернулся было - надо ведь остановить поезд, он же в никуда, так нельзя! - последний вагон со свистом исчез в тоннеле, что-то заскрежетало за спиной.
Александр Бобраков-Тимошкин, "UNDERGROUND" . 14-е место у экспертов; одно 2-е и одно 5-е, в результате - ничего выдающегося у сетевиков.
Еще одно спасибо завсегдатаям "сиреневой": если бы не они, я бы этот самый "андерграунд" так и не прочитал, благо конкурс подходит к концу - разве что, профи объявят Бобракова-Тимошкина одним из победителей, что, все-таки, вряд ли случится.
Рассказ... как бы это поточнее выразиться... странный. Что хорошо. И отлично выстроенный. Автору удалось смастерить отличный, капкан для своего героя, создать очень жесткую конструкцию судьбы - умение, уже само по себе, немаловажное. Задание потенциального работодателя написать о московском метрополитене причудливо сливается с драматическим вопросом бомжа Жоры в портянках: "Что там есть в метро? Что там происходит в метро? Какое оно, метро?"
Бомж этот вообще - фигура замечательная. Этакое воплощение Гермеса: лукавый, эксцентричный, ошарашивающий собеседника тирадами о "демонах подземного мира", которые "высасывают из нас все силы, выплевывают на конечных станциях и едут переваривать в депо". Ничего удивительного, что именно от него исходит предложение отправиться в депо - "туда, где поезд дальше не идет, хотя он идет, понимаешь?" Самое большое достоинство рассказа - напряжение, которое нарастает медленно и постепенно, так что мастерски выписанный эпилог, в котором появляются свет, пыль и ангелы, сродни холодному компрессу, опускающемуся на пылающий лоб.
Кстати: в московское метро босиком действительно не пускают. Проверено самолично, хоть и совершенно случайно, года четыре назад :)

Ничего, если я пока на этом остановлюсь? Два хороших рассказа подряд - боюсь, что на третий раз так не повезет. А соблазн в кои-то веки обойтись без ложки дегтя так велик, что... Одним словом, на сегодня все!

[Тенета] [Арт-Лито] [Большая буква] [Зопеска-98] [Нетский мир] [Овес] [Золотой котец] [Золотой графоман] [Десять лягушат]

[Чаво? Куды? Туды!] [Свежий фрайбургер] [Чертова дюжина Макса Фрая] [Все рейтинги] [Всенародная сотня] [Черствые фрайбургеры] [Архив новостей] [Что почитать] [Гостиная] [Безумное чаепитие] [Чужие здесь не ходят] [Коллекция МАКСималиста] [Современное искусство в сети] [КурицынWeekly] [Яркевич по пятницам] [Mr.Lion] [Dr.SYM] [Голос Ехо]

www.reklama.ru. The Banner Network.
Логотип и графические элементы: Светлана Мартынчик, Игорь Степин
Дизайн - Радошовецкая Юля
Редактор - Кириченко Наташа
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1