выпуск 40 29.11.99

Первые работы в Арт-Лито-2000. Репликанты на пенсии; двенадцать ядерных катастроф; русалки и покойники; саранский трэш.

Группой авторитетных исследователей обнаружены первые признаки жизни в Арт-Лито-2000. Мне бы сидеть тихо-тихо, чтобы не вспугнуть, однако… темперамент не позволяет-с!

Снимаю первую пробу.

Категория "Повести и романы"

- Вы просто чудо! - неожиданно и порывисто она обхватила меня руками и чмокнула в щеку. -- Ну, ступайте! Черт! ту минуту я запомню на всю оставшуюся жизнь. Никогда еще не был так близок к смерти. Сдави она объятья посильнее... Даже когда думаю, голова кружится. Наверное, я побледнел - она спросила у меня что-то о самочувствии. Я пробормотал: "Все в порядке, госпожа." И деревянно зашагал к выходу из "рыбной комнаты."
Владимир Пузий "Почтальон в Волшебной долине". Если бы репликанты из культового фильма "Бегущий по лезвию бритвы" обладали большим запасом прочности, если бы они старели и уходили на пенсию, они могли бы стать героями повести Пузия. Не хочется говорить банальности, но придется: вообще-то, повесть Пузия о "круговороте добра в природе". Очень простая, пронзительно добрая, щемяще сентиментальная вещь. Ничего выдающегося, но читать ее за кружкой яблочного чая мне было чертовски приятно. Впрочем, о моем неравнодушном отношении к этому (по большому счету, совершенно не "моему") автору любителям фрайбургеров отлично известно.

Категория "Рассказы"

И… Вот! Вон он - единственный, кого найдет Бог, из всех этих…. За углом здания кассы стоял мальчик Алеша, который ехал в Москву с большим пистолетом. И это была единственная духовная личность среди присутствующих. В своей душе Алеша был не Алеша, а Джон Траволта из фильма "Криминальное чтиво". Он ехал в Москву с большим пистолетом. Он знал, что запрещено переводить доллары в иностранные банки. И он помнил о том, что сегодня день рождения Пушкина.
Алексей Толкачев "Modern Talking". Блестящая вещь. Потоки сознания хомосапиенсов, скопившихся где-то за сотню километров от Москвы на платформе электрички в ожидании поезда проливаются на читателя благодатным помойным дождем. Толкачев (редкая разновидность таланта) словно специально создан природой для того, чтобы продолжить славные традиции литературы абсурда. Не вопреки, а именно в силу этого "Modern Talking" - невероятно реалистическая зарисовка. Рассказ прост, виртуозен и лаконичен, как студенческий театральный этюд в исполнении маститого актера. Ни одной лишней фразы. По этому поводу я испытываю "чувство глубокого удовлетворения", раздаются "бурные, продолжительные аплодисменты".

Старуха вернула мальчика, как и обещала. Много всяких чудес навидался он в том месте, совсем непохожих на цветные сказки; недетскими были забавы, представшие его глазам. Он видел, как странные люди раздували огонь между двумя великими городами, как русалки игрались с пойманными охотниками в своих подводных царствах, как невидимые актеры бродили среди людей и привязывали к их рукам и ногам тонкие нити… Да всего и не упомнишь! Поздно вечером тихо пробрался Егорка к родному крыльцу и примостился там на нижней ступеньке. Полная луна щедро разбрасывала пригоршнями призрачный свет, добавляла его в воду, отчего та начинала светиться... "Почему люди спят ночью, когда все оживает?" - удивлялся маленький Егор. Звезды подмигивали ему, звали в свой хоровод, и Егорка засмеялся, тянул к ним руки все дальше и дальше, почувствовал, как они наливаются силой, и сам он тоже вытянулся, встал во весь рост, упершись светлой головой в небесный свод. Последнее, что он слышал - голос матери, зовущей сына; Егор, не оборачиваясь, зажмурил глаза и прыгнул в небо…
Егор Славинский "Вода". Не знаю, кто изобрел термин "магический реализм", мне он в свое время пришел на ум в связи с Олегом Постновым, и я им с удовольствием воспользовался. Термин "деревенская проза" мне до сих пор употреблять не приходилось в виду отсутствия этой самой "деревенской прозы" на моем читательском горизонте. "Вода" Егора Славинского - это, можно сказать, деревенский магический реализм - во как! Бабки-ворожеи, русалки, покойники, зеркала, августовские звезды, шальные девчонки - и в центре этого водоворота - меланхоличный "юный Лель", чья жизнь не то отягощена, не то освещена некоторыми, мягко говоря, экстраординарными способностями. Мне показалось, что "деревенскость" наивна и лубочна (только что лак не осыпается), а магический слой рассказа прописан невнятно - посему, увы, не впечатляет. Но попытка сама по себе заслуживает уважения и любопытства. Впрочем, финал, в котором "под утро белыми хлопьями повалил густой снег. Тихо померцала и растаяла в нем деревенька, как случайное отражение в воде", - почти примирил меня с бесчисленными фальшивыми серебряными нотками, из которых, собственно, и состоит рассказ.

Категория Non-Fiction

...И все же отрадно видеть, как старуха-бомж ужинает в уголке коммерческого магазина. У нее на коленях хлеб, огрызок колбасы и полпирожка. Старуха улыбается, потому что выпила (грузчики поднесли, не обидели), а теперь закусывает. Сейчас пойдет вдоль ларьков мелочь сшибать, - с пьяну и веселее (а таким щедрее подают, знает), да и на морозце в осеннем тряпье не так страшно. А потом в подвал, или в ночлежку. Если к утру не гаркнет, то проснется, а значит: "Слава Богу, еще один день проживем!" ...Эта старуха, когда ей подаешь (со словами "Как жизнь?"), говорит, выставив вперед щербатые, гнилые зубы: "Пока не закопали!"
Аркадий Бачинский "ГОСУДАРСТВО НИЩИХ". Уникальный образец трэшевой публицистики (закопирайтить, что ли, термин?) Аркадий Бачинский зол, надрывен и, очевидно, устал; он не выбирает выражения и не озабочен такими пустяками как композиция. Впрочем, писать о "ГОСУДАРСТВЕ НИЩИХ" и беспокоиться о композиции, наверное, нечестно. А так все в порядке. Иностранец Пьер сказал автору: "У вас у всех злые лица!". Саранский трэш - уродливая и злая публицистика. Именно то, чего мы, очевидно, заслуживаем.

[Тенета] [Арт-Лито] [Большая буква] [Зопеска-98] [Нетский мир] [Овес] [Золотой котец] [Золотой графоман] [Десять лягушат]

[Чаво? Куды? Туды!] [Свежий фрайбургер] [Чертова дюжина Макса Фрая] [Все рейтинги] [Всенародная сотня] [Черствые фрайбургеры] [Архив новостей] [Что почитать] [Гостиная] [Безумное чаепитие] [Чужие здесь не ходят] [Коллекция МАКСималиста] [Современное искусство в сети] [КурицынWeekly] [Яркевич по пятницам] [Mr.Lion] [Dr.SYM] [Голос Ехо]

www.reklama.ru. The Banner Network.
Логотип и графические элементы: Светлана Мартынчик, Игорь Степин
Дизайн - Радошовецкая Юля
Редактор - Кириченко Наташа
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1