Гостиная |
12.04.99 С огромным удовольствием публикую здесь небольшой отрывок из интервью с Олегом Постновым - о литературных вкусах бога и не только. Его рассказы стали для меня светлой тенью "улыбки Альмутасима", в поисках которой я несколько месяцев бродил по архивам сетевых литературных конкурсов - нынешних и давно завершившихся. Мне, кстати, всегда было интересно, о чем же говорил с Альмутасимом нашедший его студент? А традиционный для всех богоискательских сюжетов вариант: "они пребывали в безмолвии", - почему-то никогда не вызывал у меня особого доверия. М.Ф. Я уже, наверное, всем в Сети надоел тем, что ношусь с рассказом Борхеса о чешском драматурге, который получил год времени, уместившийся в одно мгновение перед расстрелом, чтобы дописать свою пьесу. Меня там помимо всего восхищает фраза: "он писал даже не для бога, поскольку не знал его литературных вкусов" (привожу по памяти, так что наверняка неточно)... Но мне очень хочется еще раз обратиться к этой метафоре и узнать: у вас никогда не было странного чувства, что вы ЗНАЕТЕ "литературные вкусы бога"? Потому что у меня несколько раз появлялось смутное ощущение, что вы в каком-то смысле "знаете", хотя меня, конечно, сложно назвать крупным специалистом по божественным предпочтениям... О.П. Да, вопрос у вас, конечно... (следует пауза) М.Ф. Я ведь сейчас говорю не о самомнении каком-то и, уж тем более, не о мании величия. Скорее - о некоем глубинном ощущении. О.П. Вы знаете, у меня был такой интересный период в жизни, когда некий филолог, тем более, в советское время начитавшийся всякой литературы (той, которую читать тогда не рекомендовалось), задумался над темой бога. Тем более, что я с детства владел старославянским языком, благодаря своему дедушке (которого, кстати говоря, я довольно четко вывел в романе "Страх", так что о нем можно сказать, что он является очень точным прообразом). В общем, я начитался всякой такой литературы, и мне очень хотелось поверить в бога (смеется), но это у меня никак не получалось. Дело было в Университете, и я тогда, помню, делился своими проблемами с Женей Горным. А он по этому поводу сказал афоризм (по-моему, тотчас пришедший ему в голову: пока он говорил, он еще даже не знал, чем заканчивать). "Знаешь, - говорит, - если бог есть, зачем в него верить? А если его нет - то и подавно." М.Ф. После этого пришла легкость? О.П. Пришла... нет, не легкость. Я бы не так это назвал. Пришел образ, удерживая который в сознании, я мог позволить себе продолжать эту очень трудоемкую и долгую работу. Образ был мне настолько интересен, что он удерживал меня за письменным столом множество часов. Тогда, конечно, о компьютерах речи еще не шло, приходилось писать от руки - и ничего, я это дело, так сказать, высидел. Так вот, если считать, что такого рода образ как-то выражает "литературные вкусы бога"... М.Ф. Ага! О.П. Ну вот, пока его нет, я ничего никогда не пишу. Но может оказаться, что это вовсе и не он? Cпасибо! Надеюсь, на следующей неделе у меня появятся новые гости. В случае чего, на руках их принесу, с криком: "сопротивление бесполезно!" |
[Тенета] [Арт-Лито] [Большая буква] [Зопеска-98] [Нетский мир] [Овес] [Золотой котец] [Золотой графоман] [Десять лягушат]
[Чаво? Куды? Туды!] [Свежий фрайбургер] [Чертова дюжина Макса Фрая] [Черствые фрайбургеры] [Архив новостей] [Что почитать] [Чужие здесь не ходят] [Коллекция МАКСималиста] [Безумное чаепитие] [Баннеры] [Современное искусство в сети] [КурицынWeekly] [Яркевич по пятницам] [Dr.SYM] [Голос Ехо] [Mr.Lion]