Гостиная

25.01.99
А вот такой разговор шел у нас с членами коллегии номинаторов Тенёт. Все началось с того, что я отправил каждому из них по письму с двумя вопросами - не то дельными, не то идиотскими (тут мнения пострадавших расходятся). Вопросы звучали следующим образом:
1. Вопрос номер раз: "Быть одним из номинаторов литературного конкурса Тенёта - что это значит для вас? (То есть, занимаясь этим вы получаете возможность сделать… - а что именно сделать? Ваша "программа", одним словом."
2. Вопрос номер два: "Удалось ли вам за время вашей деятельности в качестве номинатора сделать для себя некое личное (пусть даже маленькое, но приятное) литературное открытие? Если да, то что это было?"




Леонид ДЕЛИЦЫН (De Lit. Zyne) , отец-основатель "Тенет", создатель новорожденных, но уже наделавших шуму "Анти-Тенет" , и прочая, и прочая…
Это дает мне возможность номинировать работы перспективных новых авторов, дать шанс этим авторам "достучаться" если и не до жюри, то хотя бы до коллегии номинаторов и читателей.

Личное (открытие, М.Ф.) - да, разумеется. Это сборник рассказов Павла Андреева, "Самый легкий день был вчера".
Горжусь тем, что издатель, Владимир Григорьев (победитель "АРТ-Тенет-97" в разделе "рассказы") предложил мне номинировать сборник. С тех пор некоторые рассказы оттуда были опубликованы и на бумаге. Конечно, год на год не приходится.




Дмитрий ВЕРНЕР ("Анекдоты из России") - вот уж чей сайт в дополнительном представлении не нуждается, да и ссылку давать было не обязательно, ее и так все помнят, правда? 8-)
Я в конкурс сетевой литературы попал, конечно, по недоразумению. То, чем я занимаюсь на своем сайте, это, скорее всего, антилитература. Дело в том, что я искренне и нежно люблю графоманов. Каждый из них по отдельности может быть просто ужасен. Но все вместе они способны рассказать о нашем времени больше, чем талантливые люди. Талантливый - он ведь всегда о себе самом говорит. (Ой, правда ваша, Дмитрий!) Это хорошо, это интересно, это и есть - ЛИТЕРАТУРА. Это - у них. А у нас - в квартире кошка родила вчера котят… (Кстати, по-моему, эта цитата - наилучший эпиграф к разделу "Истории" на www.anekdot.ru!)

Теперь - чуть-чуть серьезнее. Идея была такая. На сайт приходит 30 тысяч человек в день. Дайте возможность каждому прислать свой текст. А вдруг это будет открытие? Ну хоть одно-единственное, ведь все равно, ведь если будет - значит, не зря, значит, стоило затевать. Ждем-с! (Ага, вот и я тоже "ждем-с", порой - небезрезультатно!)




Леонид КАГАНОВ (Литературное объединение ОВЕС).
Сначала несколько слов…
…о себе: меня зовут Леонид Каганов, LLeo 26 лет, Москва, программист, психолог. Как литератор я мало известен, есть ряд публикаций в сборниках и журналах, еще скоро должна выйти книжка-боевик. Член Союза Писателей России, работаю четвертый год в команде сценаристов юмористических телепередач "ОСП". В сети Фидо являюсь руководителем литературной конференции ОВЕС. Там проводил уже два литературных конкурса, они были менее масштабные чем нынешние ТЕНЕТА, или АРТ-ЛИТО, но это была тоже далеко не дворовая самодеятельность. Также имею опыт работы в жюри Международного Пушкинского Фестиваля - это уже совсем не самодеятельность. :)

При упоминании Международного Пушкинского Фестиваля, я почтительно содрогаюсь, на всякий случай падаю в обморок, но быстро прихожу в себя и снова начинаю мучить гостя своими дурацкими вопросами. А он, святой человек, на них очень подробно отвечает.

Это (т.е. работа в коллегии номинаторов, М.Ф.) значит для меня много времени... :) Но в целом, это приятная и почетная работа. А получаю я возможность помочь талантливым авторам попасть на конкурс, а следовательно - в поле зрения сетевой и литературной общественности. Поначалу я полагал, что главная возможность, которая открывается передо мной - помочь породниться двум сетям - Фидонет и Интернет, помочь ребятам из Фидо попасть на интернетовский конкурс. Но ко мне обращаются не только фидошники, я бы даже сказал, в большинстве своем - интернетчики, да и какая разница?
А вообще вопрос немного странный - какую еще возможность тут можно получить?
(Все правильно, вроде бы никакой… окромя выше- и нижеперечисленных!) Ни денег, ни славы это принести не может, один лишь нормальный человеческий энтузиазм чтобы "счастья для всех даром".

…открытие - в смысле впечатление?
Удивляет меня в этом году, да и удивляло в прошлом, как некоторые авторы и номинаторы ведутся на пустую похабщину. Будто им объяснили, что в Интернете свобода слова, но забыли объяснить, какого именно. Сам я далеко не ханжа, но одно дело - выдержанный сюрреализм Гайдука, в котором слово - стильный орнамент, и другое дело - произведения, в которых нет ничего, кроме жгучего желания произвести впечатление на читателя сюжетным и стилистическим уходом в область ниже пояса. Вот вчера читал, кажется, в "юморе" текст в стиле "иди в жопу, - сказал Будда и наблевал, гы-гы-гы!".
А если имеются в виду открытия имен и произведений - скажем так: пока ничего такого, что заставило бы меня бегать с горящими глазами по городу и захлебываясь впихивать прохожим распечатку с криком "Эврика! Посмотрите, что мне прислали!!!" - такого пока не было.

…все, что я номинировал, стало для меня "маленькими и приятными открытиями". Очень интересен и самобытен Гайдук возможно, я бы и прыгал от радости, если бы не читал его раньше. Или вот недавно прислали очень качественную вещь "На приезжих гладиаторов"
(автор - Владимир Пузий - М.Ф.)




Макс НЕМЦОВ ("Лавка языков")
О себе писать скучно. Основная информация лежит в ЛИТО. Последние интервью, где пришлось кое-что объяснять, - в "Бобошках и Марзанах Мефодия Кобылкина".
Все, чем я занимаюсь, - в Speaking In Tongues
… У меня нет программы. Я и Лавкой -то занимаюсь просто так, удовольствия ради. Единственное, ради чего я соглашаюсь уже второй год чего-то номинировать - это возможность доступа к работам неплохих авторов и переводчиков для потенциально большего числа заинтересованных читателей.
Поскольку издание у меня некоммерческое (как вы видели, наверное, никакой рекламы у меня нет), в увеличении т.н. "трафика" я не заинтересован, деньги тоже никто из нас ни за что не получает. Так что вот такой вот чистый альтруизм получается.
("Альтуризм", как говорил один мой знакомый генерал. Самый благородный вид туризма, ребята!) Реноме мне как бы тоже ни к чему: во Владивостоке с ним делать нечего в практической жизни. (Ваша правда, тезка 8-( Предлагаю составить список российских городов, в которых с реноме "в практической жизни" делать нечего - печальное будет зрелище, но поучительное!)

К самим конкурсам я отношусь с изрядной долей скептицизма и даже здорового цинизма. То есть, я считаю любые конкурсы (будь то "Шнобиль", "Пукер", или "Большая Брюква") затеей зряшной. (Раздаются бурные, продолжительные аплодисменты. Мои, по крайней мере.) Картонные медальки, которые там раздают, - это смешно. (Угу. Обхохочешься!) Остается возможность публикации. Людям это, судя по всему, нужно, поэтому в числе практический целей моего участия можно назвать "запуск карьер" авторов, или поиск заинтересованного и вдумчивого читателя для них.

Я ответил? - Еще бы!




Дмитрий МАНИН ("Центролит")
Впервые посетив мою страничку, Дмитрий… …испытал некоторое потрясение от вида девяти сетевых литературных конкурсов. Странные мы все-таки существа, как говорил Малыш…

Несколько слов о себе:
По существу, почти все, что я мог сказать о себе и своей сетевой деятельности, я сказал в двух местах: в интервью куличкинской "классике" и в статье в Журнале.ру. Поэтому я ограничусь ответами на ваши конкретные (и весьма дельные, по-моему) вопросы.

У меня есть некоторые сложившиеся вкусы в литературе. Это не значит, что любое произведение я готов квалифицировать, как хорошее или плохое, но некоторые - готов. И вот мне чрезвычайно нравится идея, что я могу поспособствовать успеху и известности того, что мне представляется достойным. При этом важно, что отнюдь не все (в частности, не все номинаторы) разделяют мои вкусы. Потому что, в противном случае, было бы все равно, кто номинирует.
Ну а кроме того, конечно, положение номинатора вынуждает читать, а это полезно.
(Ну… иногда!)

Литературное открытие? Да, и не одно. Рома Воронежский, Мира Кон и Тиунов - первое, что приходит в голову, но были и другие.




Дмитрий КУЗЬМИН ("Вавилон")
Участие в конкурсе " Тенета" в качестве номинатора и члена оргкомитета предоставляет мне возможность поиска новых интересных молодых авторов для последующей интеграции их в нормальный литературный процесс, протекающий пока, увы, вдали от Сети - и наоборот, подобный конкурс служит одним из средств привлечения серьезных литераторов-профессионалов в пространство интернета. Другие каналы поиска новых авторов, использовавшиеся мною и другими в начале - середине 90-ых, по-видимому, бесповоротно пересохли (трудно себе представить, скажем, чтобы сегодня нормальный человек поколения 20-летних читал " Литературную газету" (Да по-моему, ее и тридцатилетние нынче не очень-то жалуют!) - а в 1991-м, когда мы объявили через " ЛГ" наш первый конкурс молодых поэтов, была очень приличная (и по объему, и по уровню) почта. Так что выбирать особо не приходится.

Нельзя сказать, чтобы за истекшие полгода моего участия в этом проекте я обнаружил большое количество действительно выдающихся авторов и произведений, но, скажем, работы двадцатидвухлетнего Романа Карнизова из Воронежа вселяют определенные надежды, и я собираюсь их печатать на бумаге, особенно поэму " Письмо солдата". С удовольствием прочитал я книжечки стихов Андрея Корфа, отличные стихотворения у Александра Геймана и Виктора Фета; а, скажем, Леонида Зейгермахера и Виктора Айсина мы, обнаружив в Сети, пригласили поучаствовать во всероссийском фестивале малой прозы, который проводили в Москве минувшим ноябрем... Так что общая мысль об Интернете как ресурсе пополнения авторских рядов пока подтверждается. Хотя мусора, разумеется, много больше, - но это и на бумаге то же самое.
(От себя добавлю, что именно Дмитрий Кузьмин представил в "Тенетах" "Подземных жителей" Данилы Давыдова, по поводу которых я так бурно радовался на Рождество.)




Максим КОНОНЕНКО (Сумасшедший дом Мистера Паркера) сразу отвечает на мой первый вопрос:
…а черт его знает. Видимо, это просто то, что непременно должно было произойти: я выиграл первые Тенета в 95 году (94 не считаю, совсем его не было), поэтому когда-то я должен был сам стать номинатором. Вообще я был уверен, что меня "предгасят" в прошлом году - но пригласили только в этом. Честно говоря, номинаторство - удовольствие весьма сомнительное. Приходится читать огромное количество чепухи. Приходится отказывать и придумывать разные формулировки, поскольку сказать: "вы не умеете писать совершенно" как-то не получается. (Кажется, он святой!)

Об "открытиях": В прошлом году - это был "Низший Пилотаж". Я не был номинатором, но Носик номинировал этот роман с моей подачи. Вот это была настоящая удача. В этом году - Никонов ("Подкравшийся незаметно") и Яркевич, но это уже совсем не то: это известные люди, которые многие знают. Баяна же Ширянова не знал никто, я его открыл (не Кирилла Воробьева, а именно Баяна Ширянова ). Я думаю, что такого уже не повторится - Воробьев уже профессионал. Профессионалы (Яркевич, Никонов, etc) прогнали дилетантов из Тенет. А из дилетантов на Сети, честно говоря, я писал лучше всех. Поэтому здесь открытий не было.
Вместо комментариев адресую своему собеседнику специальный полезный смайлик ;-) Его "Танго" - это действительно очень даже ничего… да ладно, чего уж там (дело прошлое, критиковать не надо) - здорово!




Алексей ВЕРНИЦКИЙ (Vernitskii Literature) рассказывает:
Видите ли, в последнее время я был сильно разочарован. Ну, я сам пишу, и мои тексты либо помещались издателями в такое окружение, где они получали какие-то не нравящиеся мне оттенки смысла, либо печатались с искажающими смысл опечатками, а когда я указывал на эти опечатки, мне отвечали: "А что? Так ведь прикольнее". Кроме того, я привык писать скорее реактивно, чем активно, а в последнее время это становится все менее интересно. Скажем, я хотел переписать кусок из "Крысолова" Цветаевой, заменив "будильник" на "каннабис", "будит" на "купит", и заменив остальные слова соответственно. Но кто читал "Крысолова"? Я не могу этого ни от кого требовать, и если Вы не читали, то и слава богу, не надо: фигня страшная. Или я хотел переписать "Великого инквизитора" как разговор между Гребенщиковым и Курехиным, с тем, чтобы большинство фраз в этом тексте было из песни "Тень" с альбома "Лилит". Но кто слушал "Лилит", хотя я очень люблю этот альбом? Я согласился быть номинатором "Тенет", потому что мне было интересно, что нового может появиться и оживить мой интерес к литературе. Результат был ненулевым: я перестал интересоваться русской (и всякой другой) беллетристикой вообще. Особенно забавно было видеть, как Кузьмин (которого я очень уважаю) повторяет в гостевой книге те же азбучные истины, которые ему приходилось вбивать в мою голову десять лет назад. Только тогда это было, предположим, на материале стихотворения на смерть Цоя, а сейчас - на смерть Бродского. Но слова те же, никаких новых мыслей по поводу нового стихотворения даже у него, у профессионала, не появилось - так зачем я стал бы читать это новое стихотворение? Так что теперь я открываю книгу только если знаю, что в ней есть упражнения для глаз для близоруких, или формула ряда для вычисления нормального распределения. (Я молчу в тряпочку: по-моему, и без моих комментариев весело!)

И об открытиях: Перед Новым годом я слушал "Мираж", по ассоциации вспомнил и перечитал "Жизнь насекомых" Пелевина и понял, что недооценил ее в прошлый раз. Скажем, с кусками навоза я тогда ничего не понял.




Алексей КОВАЛЕВ (Библиотека IP-клуба)
Напишите пожалуйста, что я затрудняюсь ответить на все вопросы. (Серьезно.)
Да верю, верю 8-)




Александр БАРАШ (ОСТРАКОН: Русская литература в Израиле )
Ситуация с русским литературным Интернетом сейчас - примерно на уровне рубежа 18-19 веков в истории всей русской литературы. Происходит переход от эпохи культуртрегерства, просвещенного или непросвещенного любительства, избыточного привнесения посторонних интересов и проч. - к собственно делу, то есть литературе. (Браво! Без тени иронии, браво - и все!) На компьютерных "ломоносовых", "тредьяковских", "сумароковых", "фонвизиных" и так далее - совсем скоро можно будет смотреть уже с ностальгическим умилением. Но пока что - для того, чтобы наступил расцвет русского литературного Интернета (далее - РЛИ), - необходимо приложить еще некоторые усилия. Вообще говоря, здесь не требуется никаких сверхъестественных "поднятий тяжестей" - просто в РЛИ должны прийти и начать в нем естественно функционировать нормальные профессиональные люди. Продолжая аналогию с первой четвертью 19 века в русской литературе, можно, по-видимому, предположить, что знаком начала полнокровного здорового бытования РЛИ, как и любой субкультуры, должно являться наличие определенной инфраструктуры, со всем комплексом спроса и предложения (не обязательно в коммерческом смысле), миксом честолюбий, высоких (и ниже) помыслов, "огоньком", или пожаром литзлости etc. Для движения русской литературы в социокультурном плане - чуть ли не наиболее продуктивной формой обычно оказывались периодические издания: журналы, альманахи. Похоже, что это срабатывает и в РЛИ, с весьма существенной поправкой на роскошные новые "генеративные" возможности электронных изданий. И вот где-то в последние год-полтора РЛИ начал мутировать в "человека" - возник ряд проектов, отвечающих "уровню эстетической критики". Строго говоря, их немного - около десятка, но уже наличествует достаточно широкий жанровый диапазон (от ВАВИЛОНА, стремящегося - и это замечательно - чуть ли не к энциклопедичности, или, на худой случай, к антологичности (вроде СТРОФ ВЕКА, или САМИЗДАТА ВЕКА), и ЖУРНАЛЬНОГО ЗАЛА Сергея Костырко, представляющего весьма полно мир "толстых журналов", - и до сайтов, репрезентирующих тот или иной круг литераторов, как мой ОСТРАКОН, или вроде бы персональная", "домашняя" Страница Александра Левина, чья "домашность" не имеет ничего общего с любительством, и чей сайт оказывается, вероятно, просто новым групповым изданием). Да, видимо, надо оговориться: под "литературой" я подразумеваю актуальное живое действие в этой сфере, связанное с традицией в первую очередь тем, что новые факты традицию перестраивают. Таким образом, литархивы с Джеком Лондоном, скажем, или полным электронным Диккенсом - это из другой сферы, как и все почтенные развлекательные сферы - вроде фантастики или эротики.
Я рассматриваю Литературный Конкурс ТЕНЕТА как еще одно полезное действие в смысле профессионализации и "актуализации" РЛИ. Посему и выразил готовность быть номинатором.

Вынужден констатировать, что воспользовался правом уклониться от номинации большинства присланных мне текстов. Причина - их дилетантизм. Не получая удовольствия от терзания других людей, не буду приводить примеры. "Приятными открытиями" для меня стали новые вещи ряда известных литераторов, в том числе старых знакомых - Михаила Сухотина, Николая Байтова, Михаила Короля. Последних двух я с радостью сам и номинировал.
(А вот за Байтова я в приватном письме выразил г-ну Барашу отдельную благодарность: я нашел его рассказ "Искушение поэта в снежной пустыне" еще две недели назад, но восхищенный отзыв о нем удалось втиснуть только в сегодняшний обзор.)




Максим МОШКОВ (Библиотека Максима Мошкова) рассказывает:
Это как в школе - почетная общественная нагрузка. И по нечетным тоже нагрузка. И по воскресеньям, кстати, тоже. Став номинатором, я отправил на конкурс по своей инициативе 4 работы, которые давно хотел как-то выделить (нравились они мне). Думал, на этом все и ограничится. Кто ж знал, что авторы ко мне стройными рядами рванутся... Человек 50 наприсылало. Принтер скрипит, бумага кончается, читать их некогда... Авторы напоминают, тревожатся, обижаются. (Господа авторы, не обижайтесь на Мошкова! Цейтнот он и есть цейтнот!) В итоге я устроил у себя "внутренний" конкурс: победители "поедут" номинироваться, остальные останутся в "Самиздате". Моя программа - не номинировать, что не понравилось. И прочитать, что номинирую. (Мои соболезнования, тезка: мне больная совесть тоже велит читать все, о чем пишу, так что…) 30 кандидатов еще даже не читал, в том числе 4 романа и 5 повестей.

Особо выдающегося шедевра среди самотека пока не встретил.
Не в связи с конкурсом мне в последнее время особо понравились
"Милицейские байки", "Идеальный роман"
, (Спасибо, дяденька! Я сам недавно узнал, что мой "Идеальный роман", оказывается, принимал участие в прошлогодних "Арт-Тенетах" и даже какое-то непонятное место там занял, причем меня никто в известность не поставил и согласия не спросил - во дела!) "Афганские рассказы", "Правда, мы будем всегда?". Нынче 3 из 4 уже на Тенетах, но это случайное совпадение. А на "Байки" в течение 4-х месяцев уже два издателя нашлись. (Издатели - это правильно, так и надо!)




Александр ЛЕВИН (Домашняя страница Александра Левина)
У меня нет никакой сформулированной, даже четко отрефлексированной программы. Предложили войти в коллегию номинаторов. Я сперва не ответил (то есть, по умолчанию - не вошел), но потом, разместив у себя тексты своего друга Владимира Строчкова, а также ряда других высоко мною ценимых авторов, я решил все-таки стать этим самым номинатором, чтобы лично их заноминировать заламинировать, (замариновать и запротоколировать). Что это для меня? Необходимость внимательно читать тексты, которые я без этого более минуты не стал бы держать в руках. И, что еще хуже - пытаться понять, почему мне не нравится тот или иной текст или сборник текстов с тем, чтобы обоснованно отказать. И не отказать необоснованно. Раньше я был от этой фигни избавлен... (Мне бы тактично промолчать, но так и рвется из груди прочувствованный вопль: "КАК Я ВАС ПОНИМАЮ!") Ну, наверно, моя программа такова: выдвигать только те тексты, рядом с которыми не стыдно увидеть свою фамилию, пусть и в качестве номинатора.

И об открытиях: По сравнению с В. Строчковым или М. Сухотиным, и чуть менее цельным, но тоже интересным поэтом А. Беляковым, никто (по крайней мере, из присылавших работы мне) не тянет.
Вообще, принцип пирамиды действует неукоснительно: чем ниже уровень, тем больше количество таких (в данном случае) стихов и рассказов. В основном, хорошо пишущие люди известны…
В перспективе я ожидаю, что литературный Интернет по составу перестанет отличаться от просто литературы, и тогда конкурсы наподобие "Тенет" станут всеобщими и равными, как выборы, а не для более продвинутых в техническом или материальном отношении, как было раньше и во многом остается сейчас.
(Тут следует мой длинный, бурный, возмущенный монолог о порочности принципов эгалитаризма, каковой опускаю за ненадобностью: одно умное слово сказал, и ладно!) Впрочем, кажется, нынешний конкурс будет сильнее предыдущего. (Я сам до сих пор не могу оправиться: нынешние "Тенета" меня самого уже столько раз приятно удивили, а ведь все еще впереди!) И жюри будет посильнее. А то ведь был сплошной Кушнер (я про поэтический раздел говорю, мне это ближе). Конечно, в конкурсах всегда присутствует политика, причем самого неприятного свойства, компромиссы зеленого с горячим и квадратного с красноказарменным. Но тут уж - куда денешься от природы человеков!.. (Угу. Меня самого уже сколько раз уговаривали глубже вникать в конкурсную "политику", но я официально заявляю: не хочу и не буду! "Природа человеков" - неблагодарный материал для изучения, вроде картинок в "Плейбое". Порой приятно возбуждает, но… Скучно, неинтересно и бессмысленно. Вот тексты читать - интересно… Иногда.)

Всем спасибо! Надеюсь, на следующей неделе у меня появятся новые гости. В случае чего, на руках их принесу, с криком: "сопротивление бесполезно!"

[Тенета] [Арт-Лито] [Большая буква] [Зопеска-98] [Нетский  мир] [Овес] [Золотой котец] [Золотой графоман] [Десять лягушат]

[Чаво? Куды? Туды!] [Свежий фрайбургер] [Чертова дюжина Макса Фрая] [Черствые фрайбургеры] [Архив новостей] [Что почитать] [Чужие здесь не ходят] [Коллекция МАКСималиста] [Безумное чаепитие] [Баннеры] [Современное искусство в сети] [КурицынWeekly] [Яркевич по пятницам] [Dr.SYM] [Голос Ехо] [Mr.Lion]

www.reklama.ru. The Banner Network.

Логотип и графические элементы: Светлана Мартынчик, Игорь Степин
Дизайн - Радошовецкая Юля
Редактор - Кириченко Наташа