Искусство войны

Суньцзы сказал:
"Война - это великое дело государства, основа жизни и смерти, Путь к выживанию или гибели. Это нужно тщательно взвесить и обдумать".

После столь решительного начала Суньцзы говорил еще очень долго, и остановить его, судя по всему, было совершенно невозможно. Что, в сущности, радует. Трактат Суньцзы "Искусство войны" - не просто завораживающий текст, каковыми богата древняя китайская литература, но и великолепный сборник полезных практических советов. Кроме того, неописуемо приятно читать рассуждения полководца, который то и дело отвлекается от рассужедний о провианте и колесницах, чтобы воскликнуть: "Непостижимо! Непостижимо! Оно приближается к бесформенному. Возвышенное! Возвышенное! Оно беззвучно", - после чего ход его размышлений снова возвращаются к делам насущным...

Поначалу советы Суньцзы кажутся более чем абстрактными. Он рекомендует начинающим полководцам приносить жертвы в храме предков; не перевозить провиант на дальние расстояния, а отбирать его у врага; дает советы касательно правильного использования гонгов и барабанов; перечисляет "шесть Дао" и "девять разновидностей" местности; лирически рассуждает о том, что "умение поднять осенний лист не может считаться большой силой; способность видеть луну и солнце не может считаться острым зрением; способность слышать звук грома не может считаться тонким слухом". Ну и так далее.

"Тот, кто знает врага и знает себя, не окажется в опасности и в ста сражениях. Тот, кто не знает врага, но знает себя, будет то побеждать, то проигрывать. Тот, кто не знает ни врага, ни себя, неизбежно будет разбит в каждом сражении."

Но есть у Суньцзы и рекомендации на все времена, от которых не следует отмахиваться даже тем, кто воюет не с соседним государством, а с обстоятельствами, и управляет не армией, а только собственной жизнью. Он пишет, что "упорствующий с малым, станет пленником большого"; что "стратегию победы над врагом можно познать, но не всегда можно применить"; с лаконичной пронзительностью, достойной великого поэта говорит, что "битва победоносной армии подобна внезапному освобождению стесненного потока, низвергающегося в пропасть с высоты тысячи саженей". И наконец, самое точное и, в то же время, завораживающее место трактата: "Стратегическую мощь можно увидеть в натиске сдерживаемй воды, переворачивающей камни. Действие можно видеть в нападении хищной птицы, разбивающей кости своей жертвы." Однако!

"Притворный беспорядок рождается из порядка; видимость страха рождается из мужества; мнимая слабость рождается из силы. Порядок и беспорядок - это вопрос количества; мужество и страх - вопрос стратегической мощи. Поэтому тот, кто умеет управлять врагом, предлагает то, что враг может схватить. Выгодой он завлекает его, со своими войсками он ждет его."

Суть военной науки Суньцзы проста для понимания, но применить ее на практике нелегко - как все по-настоящему могущественные формулы. Вершина военного искусства - управление врагом. Бесстрашное коварство трикстера (Суньцзы не знал этого слова, не то наверняка не раз использовал бы его в своем трактате) превыше прямодушной силы героя. Так-то...

P.S. Кстати, тем, кто хочет заранее предугадать исход войны, Суньцзы советует прежде всего выяснить: "Кто из правителей обладает Дао?" Гениально! И, увы, уже давно неактуально. Вы представляете себе члена правительства, "обладающего Дао"? Я - нет. А уж член нашей родимой Госдумы, "обладающий Дао" - это и вовсе звучит как откровенное издевательство. Возможно поэтому в наше время столь популярно выражение "в войне не бывает победителя". Оказывается, не только в гуманистическом пафосе дело...

P.P.S. Мы с Маем Ивановичем Мухиным в свое время пришли к выводу, что в Cети как на войне год за три, поэтому внимательно читайте Суньцзы, дорогие мои волонтеры!