Как и следовало ожидать, я все еще очарован "Романом в сносках" Корнеля. Как любая влюбленность, это чувство наполняет жизнь особого рода смыслом, но препятствует работе над другим материалом. Хочется снова и снова возвращаться на "Пути к раю", но сомневаюсь, что потоки моих комментариев к комментариям Корнеля будут интересны кому-то, кроме меня самого и пары-тройки моих соседей по палате. Лишенный возможности сменить тему, я решил сделать своим читателям изящный подарок - совершенно в корнелевском духе.
Я обратился к небольшой библиотечке изысканных текстов "Индоевропейского Диктанта" и выбрал один из изящных текстов Владимира Коробова Круг вопросов, связанных с интерпретацией понятия "джок". Текст снабжен довольно обширным массивом комментариев, которые я помещаю ниже. У читателя есть возможность прочитать комментарии и представить себе, каким может быть текст, снабженный такими сносками. После чего можно обратиться к первоисточнику и сверить с ним свое впечатление.
Если вы не ленивы и любопытны, разумеется.
[1] B.A. Ogot. Concept of Jok. - "African Studies". Vol. 20, 1961.
[2] Народы нилотской языковой семьи расселены на территориях вверх по течению Нила от впадения в него Бахр-эль-Газаля до озера Виктория и к востоку от последнего. В соответствии с географическими условиями образовались три ветви нилотов: нилоты речной и озерной области, нилоты равнин и нилоты нагорий. К первой ветви относятся группа народов, говорящих на языках луо. Луоязычные народы, соответственно, подразделяются также на три группы: северную, к которым относятся шиллуки, нуэр, ануак, бор и т.д.; центральную, к которым относятся ачоли - предмет исследования Райта - ланго, алур, джопо-луо и южную - кенийские луо и падхола.
[3] T.T.S. Hayley. Anatomy of Lango Religion and Groups. Cambridge, 1947.
[4] A.C.A. Wright. The Supreme Being among the Acholi. Another vewpoint. - "Uganda Jornal". Vol.7, 1941.
[5] Калебаса - традиционный африканский сосуд, изготовленный из выдолбленной тыквы.
[6] J.H. Driberg. The Lango. L., 1923, p. 215.
[7] Ibid, p. 219.
[8] Manifesto of Jok. Lissbon, 1979, p. 2. Манифест вышел очень небольшим тиражом и не переиздавался. К настоящему времени практически весь тираж уничтожен. Сохранившийся у меня экземпляр по существу является библиографической редкостью.
[9] Символический образ "связывания нитей" может быть связан либо с традицией кундалини-йоги, в которой "нитями" иногда называли три основных канала циркуляции жизненной энергии, либо с шаманизмом. Так, известно, что к нижней части шаманского костюма у эвенков-орочонов была пришита сплетенная из трех нитей косичка, символизирующая червя, который служил проводником и защитником шамана в его путешествии по нижнему миру (См. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. Новосибирск. "Наука". 1984).
[10] Ibid, p.1.
[11] Ibid, p.2.
[12] "Нгу" - собирательное наименование хищных зверей: львов, леопардов, гепардов.
[13] Не очень понятно, что здесь имеет ввиду доктор Уилсон, однако, действительно, из десяти случаев одержания человека джоком девять кончаются сумасшествием и смертью. Лишь очень немногие становятся ла-джоками или джоковыми колдунами.
[14] Я позволю себе не согласиться с доктором Уилсоном. Сравнение, может быть, действительно лишено поэтической глубины, но в нем присутствует довольно важная идея, которую уважаемый доктор проглядел. Реактивное движение кроме всего прочего позволяет системе вырваться из неподвижного, оцепенелого состояния, а именно так и можно было бы охарактеризовать состояние современного мира.
[15] Здесь и далее доктор Уилсон приводит нумерацию страниц по Лиссабонскому изданию Манифеста.
[16] Феликс Гордон Уилсон скорее всего имеет ввиду известное изречение Гераклита: "Век - дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле". Die Fragmente des Vorsokratiker. Griechisch und Deutsch von H. Diels, hrsg. V.W. Kranz., I, 1951, fr. 52.
[17] Заметно, что в своем отчете доктор Уилсон старается избегать описаний практических сторон использования африканской магии.
[18] При помощи джока колдун может наблюдать жизнь находящихся в отдалении людей. Обычно это нужно колдуну, чтобы следить за передвижениями своих врагов. В случае "Союза Трех Нитей" джок показывал случайных людей, чем и обеспечивался случайный характер выбора жертвы.
[19] Эрик Ганс и Тобин Сиберс - ученики французского антрополога Рене Жирара, представители школы "порождающей антропологии".
[20] Jean Baudrillard. La Pensee Radicale, Sens & Tonka, eds.,Collection Morsure, Paris, 1994.
Текст находится ЗДЕСЬ. Приятных снов.