"Мафия"

В "Мафию" я никогда в жизни не играл, о чем, признаться, сожалею. О существовании этой игры мне рассказала Наташа Гордеева; я очаровался и потребовал немедленно перевести устный эпос в электронный формат. Моя собеседница оказалась столь любезна, что выполнила мою нахальную просьбу. Поскольку ее текст был слишком хорош для публикации, я его немного испортил. Портил я его долго (в течение часа) и с удовольствием, поэтому предлагаю считать данное произведение нашей с ней совместной работой.

Идеальное количество игроков - около десяти человек. Чем разнообразнее темперамент и характер игроков, тем лучше, в противном случае игра может стать либо непрекращающимся конфликтом, либо чересчур затянувшимся молчанием, прерываемым поднятием рук.

Двоим игрокам предстоит быть "мафией" и "убивать честных жителей", еще один становится "комиссаром полиции", которому предстоит по мере таланта и возможностей разоблачать "преступников". Роли обычно распределяются по жребию; удобнее всего сдать игрокам заранее отобранные карты. Например: две карты черной масти - для "мафиози"; туз червей достается "комиссару"; прочие карты красной масти - для "мирного населения".

Необходим также ведущий, то есть управляющий процессом игры. Тут есть два варианта: либо ведущий выбирается сразу и не участвует в жеребьевке, либо ведущим становится игрок, "убитый" первым.

Ходы бывают "дневные" и "ночные". Днем "честные граждане" решают, кто является преступником, которого следует убить; ночью же "мафия" решает, кого убить, поскольку такая уж у нее, "мафии", работа.

Первый ход обязательно "дневной". Для внесения в игру дополнительного элемента неожиданности карта первого убитого общественности не демонстрируется. Как показывает опыт, в сорока процентах случаев первым ходом убивают не кого-нибудь, а "комиссара полиции". (Непонятно, то ли столь велика подсознательная ненависть честных граждан к служителям закона, то ли просто судьба так пошутить любит.)

Далее ведущий объявляет наступление "темного времени суток". Все игроки зажмуриваются. По команде ведущего "мафия" тут же снова открывает глаза и, не особо рефлексируя, указывает жертву. Ясно, что при этом не произносится ни слова, чтобы прочие игроки не могли узнать "мафиози" по голосу. Сделав черное дело, "мафия" по указанию ведущего смыкает свои ясные очи, после чего открывает глаза "комиссар". Он не имеет права убивать, он только пытается угадать, кто "преступник" и указывает на подозреваемого, а ведущий говорит, прав ли "комиссар" в своих подозрениях.

Потом ведущий объявляет наступление "дня" и первым делом сообщает игрокам, кто из них "не проснулся". "Убитый" показывает свою карту (т.е., признается, кем он был на самом деле), или не показывает - все зависит от того, какие правила игры были изначально приняты. Понятно, что "анонимность" убитого добавляет таинственности, но вносит в игру дополнительную путаницу, возможно, чрезмерную.

Потом начинается самое интересное: обсуждение кандидатуры "дневного" покойника. Следует отметить, что "честный гражданин" - довольно скучная роль, и получить полноценное удовольствие такой игрок может лишь во время обсуждения. Наглая ложь, блеф, сведение давних счетов и разного рода провокации только приветствуются.

Когда жертвы выбраны и обсуждены (доводы могу быть какими угодно: "я почувствовал, как он ночью шевелил ногой", "смотрите, как у нее глаза бегают", "этого не жалко"), проводится голосование. Выбранный большинством голосов подозреваемый отправляется на тот свет, предварительно показав свою карту.

Дальше снова ночь, снова день, и так далее, пока не победит одна из играющих сторон.

Тактика и стратегия поведения - личное дело каждого.

Правила, разумеется, можно изменить. Главное - сделать это до начала игры, а не во время, и убедиться, что все игроки запомнили изменения.

Самая веселая, на наш взгляд, вариация, возможная и даже желательная при количестве 13-15 участников - это появление еще одной роли: "Джокер", или "псих-одиночка", который открывает глаза прежде, чем это делает "мафия" и убивает первого попавшегося игрока просто так, "от балды". Вычислить его сложно, но фокус в том, что зачастую именно ему и удается покончить с мафией.

P.S.
Выслушав все это, я тут же предположил пойти дальше и играть в "Мафию" не в течение одного вечера, а, скажем, на протяжении недели, в специально отведенном для этого месте. Идеальный вариант - когда большая компания собирается отдохнуть вместе на даче, в пансионате, в турпоходе, на "пятизвездочном" курорте, или в поезде "Москва - Владивосток" (это как раз особого значения не имеет, каждая ситуация хороша по-своему). "Дни" и "ночи" уже не объявляются ведущим, а определяются движением светил; в течение дня все занимаются своими делами, но за утренним завтраком узнают имя очередной "жертвы" а ближе к вечеру собираются для очередного обсуждения. Игра становится гораздо более азартной, поскольку участники начинают больше дорожить своей "жизнью": быть "убитым" - значит выбыть из процесса игры, причем не на каких-то два часа, а на все время отпуска. Рано или поздно начинается дивный период закулисных интриг, микрозаговоров и даже попыток подкупа - как предполагаемых "мафиози", так и прочих участников "роковых" голосований. Возможно, "убитые" найдут способы и дальше принимать участие в игре: делать ставки, подсовывать ведущему записки странного содержания, выбирать новую жертву и в интимной обстановке договариваться с "живыми" игроками о ее заклании - да мало ли, что можно придумать!
Помимо незабываемых впечатлений игроки получают возможность лучше узнать друг друга и самих себя. Кроме того-

- представляете, какой дивный роман могла бы написать Агата Кристи, если бы в ее время играли в "Мафию"? Атмосфера-то самая что ни на есть подходящая!