"Большая московская"

"Конечно, Москва с ее кольцевой структурой необычайно удобна для игры; но, с другой стороны, городок, где ходит только автобус №1, точно так же предназначен для игры. Связать некоторых пассажиров автобуса №1 условиями, не ведомыми остальным, - необычайно просто, и странно, что никто не догадался так поступить. Но я опять, кажется, излишне категоричен - может быть, правила игры в этом городке более строги и таинственны, и недоступны сознанию московских игроков. Может, тайные адепты питерской игры блюдут ее чистоту, и поэтому там не прижилась игра по московским правилам (как жаль, что я не успею рассказать страшную историю этой неудачной попытки!). Может, и в Москве есть игроки более верные духу игры, чем известные мне; может быть, все сидящие в обшарпанном автобусе - игроки разного уровня, и мне доступен лишь первый из них..."
Данила Давыдов "Большая Московская Игра"

Описывая правила игры в "Северо-западный проход" и свои впечатления заядлого игрока, я заранее знал, что следующий выпуск будет посвящен "Большой Московской Игре" Данилы Давыдова.

"Большая Московская Игра" - это своего рода инверсия "Северо-западного прохода", инверсия бессмысленная, безумная и бессердечная (не зря рассказ Данилы Давыдова опубликован в сборнике "Опыты бессердечия").

"... игра создана силами аутсайдеров. Но теперь в нее играют и вполне социально адаптированные люди. Не берусь объяснить, что приводит человека к игре сейчас, - у каждого свой путь. Опишу лишь правила игры, вернее, общую схему, на которой строятся правила (сами правила, во всех подробностях, не известны никому, так как постоянно изменяются и дополняются участниками - лишь бы их было не меньше двух).
Перед тем, как включиться в игру, участники договариваются о том, какими правилами они будут руководствоваться. Договаривающихся должно быть не меньше двух (двое, трое, десятеро, сто - без разницы). Игроки могут дозволить себе весь наземный транспорт, но запретить метро (или, с дополнительными трудностями, - без собак, т.е. электричек, или же с лимитом пешего передвижения - например, пятьсот метров). Можно избрать только автобусы, или троллейбусы и трамваи, но добавить возможность проехать одну остановку на метро. Комбинации, образуемые таким образом, бесконечны, особенно если увеличивается лимит времени (не более пяти часов, не более восьми часов). Участники обыкновенно должны договориться и о цели движения - при этом не обязательно это одна и та же цель. Так определяются задания: например, А. едет собаками и автобусами из Теплого Стана в Мытищи не больше чем за четыре с половиной часа, Б. же из Кунцево в Ховрино на автобусах и троллейбусах за четыре часа. Это очень упрощенная схема. Обычно задаются такие факторы, как, например, погода или багаж; игра может быть начата в полночь, когда условия, очевидно, невыполнимы, и так далее. Более того, игрок может оценить свой результат, но не может оценить результат противника, ибо тот ему не известен, и не будет известен никогда - потому что во время игры игрок либо пересекается с другими, параллельными игроками, и берет на себя дополнительные обязательства, либо делает то же самое, не извещая соперника. Так, А., доехав до платформы Лось, выходит, в одностороннем порядке увеличивает время, отказывается от собак, отменяет лимит пеших переходов и меняет маршрут; теперь он едет автобусами до Электрозаводской; в то же время Б., доехав до Ховрино, едет на всех видах наземного транспорта, но с минимумом пеших переходов и не очень большим лимитом времени в Нагатино. То, что А. не добрался до первоначально избранной цели, а Б. добрался, не означает преимущества второго над первым; напротив, преимущество у А., так как он от платформы позвонил В. и включил его в игру на новых условиях, а Б. дополнил изначальный маршрут, не сообразуясь с посторонними игроками, как А. или В. Впрочем, игра только начинается; мало кто решается выйти из нее, один раз вступив. Это не значит, что игрок более не способен ни на какую деятельность; нет, правила игры подразумевают паузы разной протяженности. Некоторые игроки держат паузу по несколько лет, а потом вновь включаются в игру".

Полностью рассказ "Большая Московская Игра" можно прочитать здесь. Я намеренно его искромсал (текст невелик и вполне мог быть опубликован здесь полностью) - чтобы внимание читателя зацепилось за правила игры, а не на литературных достоинствах/недостатках рассказа.

Поначалу моя память настойчиво твердила, будто я сам уже не раз принимал участие в "Большой Московской Игре". Она подсовывала мне достоверные, красочные эпизоды: автобус, пересекающий проселочную дорогу; трамвай, тоскливо дребезжащий среди пустырей; ожидание маршрутного такси в степи, где среди сухой полыни гордо красуется металлический шест с табличкой, повествующей о мифическом расписании маршрутов.

Разумеется, все это - реальные эпизоды моей жизни, каковая, по большей части, проходила в разного рода неблагоустроенных мегаполисах, жители которых приговорены быть участниками Большой Московской Игры. Следует отметить, что правил нам не сообщают, а согласия на участие ни у кого не спрашивают. Влип - и ладно.

На чем я никогда не экономлю - так это на такси. Это - единственный шанс выйти из игры, которую мне бестактно навязали. Не слишком дорогая плата за удовольствие быть вычеркнутым из списков участников Большой Московской Игры - хотя бы на один вечер.

В одном Данила Давыдов безусловно прав: среди многочисленных пленников маленьких платных передвижных тюрем всегда найдутся те, кто связан между собой некими условиями, не ведомыми остальным. Но это уже совсем другая история.









  
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1