Скучные и скудоумные игры

"... игры ты над моим скудоумием изволишь играть", - рано или поздно я должен был воспользоваться этой репликой одного из героев Саши Соколова. Ну вот, пришло время.

Потому что другой Саша, не Соколов, а Саша Щипин прислал мне цитату из набоковской "Ады", не просто уместную, но и долгожданную. Напрочь не понимаю теперь, почему я сам ее не вспомнил - ну да что уж теперь...

"Итак, опустив глаза и взмахнув позаимствованным у пионов острым зеленым колышком, Ада объяснила распорядок первой игры.
Тени листвы на песке по-разному перемежались глазками живого света. Играющий выбирал глазок - лучший, ярчайший, какой только мог отыскать, - и острым кончиком палки крепко его обводил, отчего желтоватый кружок, мнилось, взбухал, будто поверхность налитой всклянь золотистой краски. Затем игрок палочкой или пальцами осторожно вычерпывал из кружка землю. Получался земляной кубок, в котором уровень искристого infusion de tilleul волшебным образом понижался, пока не оставалась одна Драгоценная капля. Побеждал игрок, сумевший изготовить больше кубков, скажем, за двадцать минут.
- И все? - с подозрением осведомился Ван.
Нет, не все. Взрывая крепкий кружок вокруг особенно красивого сгустка золота, Ада приседала на корточки, переступала, не подымаясь, на новое место, черные волосы лились на подвижные, гладкие, словно слоновая кость, живые коленки, трудились руки и ляжки, одна рука держала колышек, другая сметала назад надоевшие пряди. Легкий ветер внезапно затмил ее пятнышко. Когда это случается, игрок теряет очко, пусть даже листок или облачко поспешают убраться прочь.
Хорошо. А другая игра?
Другая игра (нараспев), пожалуй, немного сложнее. Для правильного ее проведения нужно дождаться послеполуденных часов, чтобы подросли тени. Игрок...
- Что ты заладила "игрок" да "игрок"? Это либо ты, либо я.
- Ну, скажем, ты. Ты обводишь тень, лежащую сзади меня на песке. Я сдвигаюсь. Ты снова обводишь. Потом помечаешь следующую границу (вручая ему колышек). Если теперь я отступаю назад...
- Знаешь, - сказал, отбросив колышек, Ван, - мне кажется, это самые скучные и скудоумные игры, какие кому-либо удавалось придумать, - где и когда угодно, до или после полудня."

Обводить (свет ли, тень ли) заостренным колышком - простой и эффективный способ зафиксировать внимание на объекте; для самого же объекта, зыбкого и недолговечного, это шанс (возможно единственный) на репрезентацию. Так две игры Ады становятся метафорой двух глобальных художественных стратегий, очевидных, но до сих пор почему-то не сформулированных.

Можно всю жизнь обводить своим колышком человеческую тень, свою ли, чужую ли - как скажешь так и будет. А можно - глазки живого света. Сосредоточить внимание на конкретном или абстрактном, на делах "человеческих" или "нечеловеческих", просветительствовать, или шаманить... Не так уж велик выбор у художника: всего две скучные и скудоумные игры,

в одну из которых предпочтительно играть до полудня, а в другую - после.

И сколько бы ни твердили, что, дескать, "это самые скучные и скудоумные игры", - и далее по тексту, -

- всегда найдутся желающие стать игроками. "Это либо ты, либо я".









  
Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1