19.03.2024 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону


18.10 - 1.12

Современное искусство Ростова-на-Дону


"Культурный альянс" как пункт назначения состава ростовских художников с выставочным проектом "Трасса М4", под патронажем галереи "16 линия".
Ростов-на-Дону имеет богатую биографию именно по части изящных искусств, словесности, театра и музицирования, а также почтенный список именитых авторов, весьма заметных на отечественном культурном ландшафте, в прошлом и настоящем. Назову лишь некоторых из них; недалеко от Ростова, а именно в Таганроге, родился Чехов, из Нахичивани, пригорода, родом Мартирос Сарьян, наследник фовизма, в 20-е годы здесь сочиняли и выступали перед публикой в кафе "Подвал поэтов", поэты-ничевоки, аналог европейской группировки "ДА-ДА". Уже значительно позже, начинали такие режиссеры, как Анатолий Васильев и почти уже в наши дни Кирилл Серебрянников. В перестроичное время, здесь весьма активно действовал рок-клуб, поэтическая группа "Заозерная школа" и товарищество художников "Искусство или смерть".
Ростовский художественный десант сегодня представляют уже не новички, но новое поколение ростовских художников. Каково это поколение и что происходит на ростовской артистической сцене? Ответом на этот вопрос станет сама. Вместе с тем, необходимо констатировать, что представленные работы не демонстрируют какой-то общей тенденции или одного направления, но свидетельствуют о том, что все авторы благополучно разбрелись по своим "художественным квартирам", и каждый занимается своим делом. Наверно это лишь показатель зрелости, с одной стороны, но с другой, – общей атомизации художественного процесса, которая заметна повсеместно, в том числе и в метрополии, и этим как раз ростовская сцена почти ничем не отличается от столичной. Но с другой стороны, это также указывает и на то, что налицо отсутствие площадки для всестороннего обсуждения ситуации, а также ее адекватного и глубокого анализа. И это понятно, поскольку наличие специальных изданий и обзорных критических статей о текущем положении дел в современном искусстве, там, в Ростове-на-Дону представляется крайне проблематичным. Собственно этот интеллектуальный вакуум провоцирует и вынуждает многих к отъезду в поисках адекватной и живой художественной и критической среды, которая всегда являлась необходимым условием для индивидуального роста.
Участники проекта действительно очень разные
Александр Селиванов в своих работах продолжает известную и уже подробно музеифицированную традицию минимализма в живописи. В каком-то смысле, другой автор, Алексей Хамов тоже не чужд большого наследия абстракционизма, хотя его сектор внимания несколько иной, это ташизм и живопись действия. Однако в данном случае, рецепт Хамова не так прост. Одним из важных ингредиентов авторской стратегии является концептуалистский подход и переход в сторону инсталляции. Другой участник проекта, – это творческий дуэт "Белка и Стрелка" (Светлана Песецкая и Виктория Барвенко), к слову уже не первый год сотрудничает с легендарным арт-движением "Флуксус" (FLUXUS), и это сотрудничество крайне благотворно сказывается на результатах их художественного проектирования, особенно в таком непростом жанре, как объект.
И уж коль скоро обзор коснулся арт-группировок, то в Ростове они существуют и действуют, в жанре стрит-арта, художественной провокации и перформанса. Это – группа "Сито", а также "Жаба и Чорт" ("своеобразная цитата из "Бубнового Валета"). Группу "Жаба и Чорт" организовал Олег Устинов, который практикует в своих работах kick-art (удар), что роднит его с известной эксперементальной японской группой "Гутай".
Нельзя не отметить, также группу "Прачечная", в составе Маши Богораз, Елены Лапко, Карины Ивановой и Инны Федоровой. Они продвигают гендерную тематику в своих социальных перформансах и акциях, что в контексте сложившихся условий весьма похвально и заслуживает уважения, учитывая тамошние умонастроения.
В заключении хочу упомянуть еще двух авторов, которые нечасто, скажем так, замечены в публичной художественной жизни, но вместе с тем, работы их любопытны и важны для понимания локального контекста. Михаил Басов занимается фотографией, делает кино и видео арт. Темой его эстетических изысканий является "гений места", с одной стороны, а с другой, его культурный бэкграунд и рефлексия. Вадим Мурин, являясь безусловно пластическим художником, тяготеет в своем искусстве к трансавангарду, что обусловлено царящей в окружении эклектикой и предпочтении низкого жанра. Но вместе с тем, в его арт-объектах налицо неожиданные смысловые коллизии и острая, подчас провокативная метафора.
Подводя итог, хочется надеяться, что московские гастроли артистического десанта из Ростова-на-Дону не останутся незамеченными не только для столичной публики, но прежде всего и для художественного сообщества. И не беда, что возможно это событие вызовет нелицеприятную критику и даже острую полемику, скорее наоборот, такая реакция, есть не что иное, как необходимость публичной площадки для обсуждения художественного процесса. И это важно и ценно не только для Ростова и Москвы, но для всего российского художественного сообщества. И только тогда "Трасса М4" активно заработает в обратную сторону, и уже ответный московский художественный десант высадится на донском берегу.

Юрий Шабельников




















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2024 guelman.ru
e-mail: [email protected]
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования 





 










Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1