28.03.2024 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Vll Съезду Народных Депутатов России посвящается


2-11 апреля 1993 года



Агроскин Семен, Басанец Андрей, Бильджо Андрей, Врубель Дмитрий, Каминник Игорь, Китуп Илья, Кошляков Валерий, Куприянов Владимир, Комаров Александр, Кулик Олег, Лейдерман Юрий, Лейкин Борис, Мамонов Богдан,
Мартынчики, Михайлов Анатолий, Ригвава Гия, Ситников Владимир, Тер-Оганьян Авдей, Цветков Дмитрий, Хоровский Юрий

Серия выставок, завершивших сезон 1992-93 г., достаточно убедительно показала, что обращение художника к социальной проблематике, собственно, и есть основная характеристика актуального искусства сегодняшней Москвы. Этот феномен можно рассматривать как стремление расширить аудиторию или попытку подключить к искусству энергию бурлящего социума. Как бы то ни было, впервые не только профессиональная художественная критика, но и средства массовой информации, пресса, радио, телевидение как в России, так и вне ее, живо откликнулась на выставку "7 съезду депутатов России посвящается...".

Из каталога проекта

Александр Гельман
"Надо подать знак"

Сегодня сложилась, по существу, трагическая ситуация: в тот момент, когда над страной сгущается опасность установления нового тоталитарного режима, те, кто мог бы этому противостоять, самоустранились, впали в апатию. Сложилось очень тревожное несоответствие между политическими реалиями и настроениями людей. Политическая ситуация требует высочайшей активности наиболее сознательной части народа, но эта активность сегодня не просто слаба или недостаточна - она вызывает у людей отвращение.
Политика надоела, никто уже ничего от нее не ждет. Люди не хотят слышать о парламенте, о том, что они там решили или не решили, приняли или отвергли. Надежда на президента резко упала. Высказывается вполне обоснованное убеждение, что любые референдумы или выборы провалятся, люди просто не пойдут голосовать. Политическое равнодушие охватило все слои общества, включая интеллигенцию. Когда недавно 7-ой Съезд народных депутатов лишил было народ права на референдум, это не вызвало фактически никакого возмущения ни в широких массах, ни в "узких" кругах интеллектуалов.
Почему так произошло? Каковы причины этой рассогласованности объективно необходимых и реально существующих настроений? Я думаю, это произошло потому, что в течение слишком долгих лет (около восьми лет) не проявили себя результативно ни силы демократии, ни их противники. Первые не сумели добиться улучшения жизни, вторые, несмотря на это, не сумели взять реванш. Разочаровались в своих лидерах и реформаторы, и реставраторы обе стороны оказались равно беспомощны. Это породило в обществе всеобщую апатию, некое чувство взаимной обреченности. Люди смирились с тем, что вот так медленно, тягуче , беспомощно, никчемно и будет все протекать лет двадцать. При этом многие полагали, что это черепашье движение, при всей своей извращенности, по, направлению необратимо сориентировано в сторону рынка и демократии. Однако оказалось иначе. Оказалось, что тягостное расслабленное состояние было свойственно не всем без исключения. Реакционные силы в этой психологической демобилизованности общества уловили для себя несомненные выгоды и начали активно действовать. Призраки фашизма замаячили над Россией. А демократически настроенная общественность тем не менее, продолжала и продолжает свое полусонное, полусамоуверенное, полувстревоженное существование.
Чем это может кончиться? Есть ли надежды на новый всплеск демократической активности? Не знаю. Не уверен.
Силы реакции же достаточно сплочены, знают точно, чего хотят, видят ясно нашу неготовность дать отпор. Честно говоря , лично я настроен мрачновато.
Существуют законы психологической инерции общественных движений. Тот род, тот тип апатии, разочарованности и отвращения к политике, которыми сегодня охвачена интеллигенция: почти невозможно переломить какими-то словами, призывами, какими-то отдельными творческими акциями. Это старая беда интеллигенции: когда не исполняются ее лучшие ожидания, она впадает в такое беспредельное разочарование, что это приводит к исполнению самых худших ожиданий. Обычно в таких случаях опомниться заставляют только кровь и ужас, а это происходит слитком поздно.
Но тогда зачем я пишу эти строки, вывожу эти слова.
Я делаю это потому, что надеюсь на чудо. На чудо внезапного человеческого, общественного прозрения, которое, как известно из истории, изредка случается, и которому обычно предшествует и помогает какой-то толчок извне.
Чтобы чудеса явили свою силу, им надо подать знак.

Пресса о проекте

" "Дневник" съезда" Т. Исканцева. газета "Куранты" N 62. 2 апреля 1993 г.
" . . . участники выставки и не скрывают своей социальной ангажированности : по их мнению, сейчас не время созерцать жизнь - пора активно вмешаться в нее."

"Выставки" И. Джохадзе. "Век" N 13 (32). 1993
"По мнению организаторов и участников выставки, современное искусство оказалось неоправданно оторванным от реальной и социальной политической действительности. Привлечь внимание людей искусства к проблемам социальной практики, вывести их из состояния политической "апатии" и призвана апрельская акция "Галереи Гельмана"

М. Каминарская. журнал ''Арт салон''1993г.
''Наличествует. . . некоторая холодная сделанность, слишком строгая умственность проекта, но таково печальное свойство всего современного искусства''

''Эстетические нарциссы''. А. Ковалев. газета''Сегодня''1993г.
''Выставка, по замыслу Гельмана, должна была отработать различные аспекты голосования ''

''Галерея Гельмана художественно отразила съезд''
В. Погодина. газета ''Коммерсант-Daily ''N 62. 6 апреля 1993г.
''. . . по мнению автора проекта, русское искусство всегда было политизировано. А к проведению конкретно этой выставки, как сообщил корреспонденту ''Ъ'' г-н Гельман, его ''побудила обеспокоенность ситуацией в стране и очевидная беспомощность политиков''
''В поисках третьего дома, где нет ни белых, ни черных, ни миллионеров, ни нищих, ни патриотов, ни космополитов''

А. Якимович. газета''Изо-соображения''1993г.
''Выходило как в финале''Ромео и Джульетты''. Практичные-то знают, что есть с одной стороны Монтекки, с другой Капулетти.
Третьего не дано. Однако же странное дело - ведь деловой же человек Марат Гельман, а вот устроил целую выставку про ''третий дом''То есть, не нужно нам ни идейных каннибалов вчерашнего дня, ни сегодняшних проходимцев и жуликов.''

''Перфоманс как зеркало революций''
Г. Резанов, Т. Хорошилова. газета''Комсомольская правда''N 62. 6 апреля 1993.
''Сегодня художники не поспевают за освящением съездов. Это касается ''левых'', ''правые пишут Государя и казаков. . . ''
''Август 91-го на их языке уже назван перфомансом(организованное представление). . .

''Горбачев - это голова''
В. Константинов. газета''Московские новости''N 15. 11апреля 1993г.
''Искусствоведам представляется редкая возможность изобрести название для нового направления. Мне больше нравится ''парламент-арт''

''Спасибо депутатам за то, что художникам весело''
С. Берестов. газета ''Комсомольская правда''. 17 марта 1993г.
''Что нужно художнику для того, чтобы разложить по полочкам декабрьский съезд нардепов и переосмыслить его для себя? Нужно изучить материалы этого'' исторического'' события. Изучили. Воплотили. И вынесли во главу угла вопрос о референдуме. В ЦДХ будет работать тотализатор. Все желающие могут сделать ставки на свой вариант ответа. Не знаю только, чего больше в этой затее: сарказма или цинизма''
''Основной лейтмотив выставки, видимо, будет такой: Ельцин ли, Хасбулатов - все равно. Только не красное''

''Уснуть - проснуться''
И. Разгонова. газета''Россия''N12. 1993г.
''. . . выставка, организованная частной галереей М. Гельмана, напротив, побуждает предварить будущих зрителей о возможных впечатлениях''
''Участники выставки не скрывают того, что их огорчает уход художников от политики и общественной жизни. ''Hе спи, не спи, художник''- грубо говоря, лейтмотив их экспозиции.
Однако, как прекрасно ''спится'' художникам в залах Третьяковки. Хочется верить, что не их ''сон''коллеги из галереи М. Гельмана стараются спугнуть. Вещие сны все же как-то симпатичнее реальной политики''

''Светлой памяти съездов''
А. Скобелев. газета''Международная газета''1993г.
''. . . идея проведения подобной экспозиции вполне серьезна и ставит цель пробудить гражданскую активность в народе, который в массе своей стал аполитичен''
''В целом, организатор этого посвящения съездам охарактеризовал свое детище катарсис или ''принудительное лечение политикой''как насильственный.

''Пари ''на референдум !''''
Е. Людин. газета''Народная газета''N 63. 3 апреля 1993г.
''Галерея. . . М. Гельмана считает, что свобода творчества художников требует от мастеров повернуться лицом к жизни. Войти в нее не в качестве ''чего изволите заказать к юбилейным торжествам'', как было на протяжении 70 лет, а участником событий ''

"Responces to the Politicians" by Tom Birchenough. "
Moscow Guardian" 9 april, 1993
"Relations between art and politics are often uneusy - in Russia, perhaps even more so then elsewhere"



















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2024 guelman.ru
e-mail: [email protected]
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования 





 










Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1