| Ночь перед наступлением |
| Александр Бродский 27.09 – 25.10.2009 Большое Винохранилище |
| В рамках параллельной программы 3й Московской биеннале современного искусства
Со-организаторы: Галерея М&Ю Гельман Центр современного искусства ВИНЗАВОД
ПРОЕКТ Милитаристское название у нового проекта Александра Бродского возникло неспроста. Художник и архитектор Бродский осваивает, возможно, самое сложное пространство выставочного комплекса "Винзавод" – 6 корпус. Работа с готической залой и – по контрасту – очень низкими отсеками корпуса подразумевает смелость и боевой дух. Здесь в 2005-м году выставкой "Верю!" началась история "Винзавода" как культурной институции. Со времен "Верю!" мало кто из кураторов и художников брался за художественное обустройство этого места.
Бродский познакомился с пространством корпуса 6 давно, еще работая над общей интерьерной и архитектурной концепцией "Винзавода". С тех пор архитектор мечтал о создании инсталляции, которая вписалась бы в залы корпуса. "Ночь перед наступлением", по мысли Бродского, должна обыграть самые существенные характеристики пространства – плохое, вернее, проблемное освещение, огромные размеры, повышенную влажность.
6 корпус погружен в полную темноту. Единственными источниками света являются светящиеся объекты, расположенные внутри нескольких строений. Постройки, обитые полиэтиленом, напоминают парники, обычную примету дач и огородов России. Но название должно направить поток зрительных ассоциаций в другую сторону: перед нами – военный лагерь, скопление артефактов, вызывающее ощущение неясной тревоги.
Для Бродского "Ночь перед наступлением" – наиболее масштабная работа в творческой биографии. Ее жанр можно определить как "тотальная инсталляция". Эта линия в отечественном искусстве идет от концептуалистов (Комар и Меламид, Ирина Нахова, Илья Кабаков). Но если для них это был выход за пределы картины и объекта к построению целостной художественной среды, то для Бродского, как архитектора, такой тип инсталляции – логичное ответвление характерного для профессии зодчего проектного мышления.
КОНТЕКСТ Предыстория инсталляции уходит в далекое прошлое, к безымянному объекту, созданному Бродским специально для одной из ярмарок "АРТ-МИФ" (прекратившей свое существование в середине 1990-х). Бродский, как и положено профессиональному архитектору, для каждого проекта заново переосмысляет уже освоенные формы и находки. Каждый раз ему удается повернуть знакомый мотив в совершенно другую сторону так, что зритель оказывается заново вовлечен в важнейшие темы Бродского: нестабильный баланс между уютом и энтропией, зыбкая граница между зданием как идеей и зданием как физическим телом. Так, в его интерьерных работах коммунальная квартира становится клубом ("Апшу"), а фанерный домик, собранный из элементов, стилизованных под строительный мусор, – павильоном ("Павильон для водочных церемоний").
Мотив неопределенности очень важен для художника. У его объектов чаще всего нет определенной литературной основы. "Ночь перед наступлением" не исключение. Стремление работать с формой и фактурой исключает необходимость в заданном сценарии для произведения. Достаточно того, что обозначается обычно как "жилая среда". Материалы, выбираемые Бродским для художественных объектов, обычно отсылают к образу жизни среднего "маленького человека" с его "маленькими радостями". Использованные чайные пакетики, рисование пальцем на стекле, отсылки к кукольным домикам и сувенирам, знакомые зрителям по последней выставке Бродского "Окна и фабрики", в новом проекте дополнены полиэтиленовыми "парниками" с дачных участков.
Валентин Дьяконов
| | |
|