| Цветные |
| Совместный проект Галереи Гельмана, дизайн-бюро Ostengruppe, виртуально-рекламной студии ЛогвинDesign 5 - 9 апреля 2005 года, ЦДХ В рамках выставки "Дизайн и реклама" |
| Цвет, его идентификация и символика имеет достаточно давнюю историю: Белая и Алая роза, Белая и Красная армия, коричневые фашисты, зеленые - экологи, ну и черносотенцы. Однако присутствие художника в этих случаях было необязательно. В истории с революциями новейшего времени художник уже участвует непосредственно. И в первую очередь, оранжевая революция на Украине показала активное участие художника в оформлении социального процесса: флаги, ленты, плащи.
В 2002 Андрей Логвин предложил молодой политической силе на Украине оранжевый цвет (проект - см. Приложение). В 2004 Игорь Гурович разработал для украинской власти проект цветовой идентификации - бело-голубой. Штаб провластного кандидата отказался от цветовoй идентификации и проиграл выборы оранжевым. Совсем по другой причине, но факт остается фактом.
Цветовая принадлежность, в отличии от знаковой, обладает тем преимуществом, что очень легко позволяет обозначить свою сопричастность тем или иным социальным явлениям. В Киргизии было достаточно нескольким сотням активных молодых людей повязать на лоб розовую ленточку, чтобы действующий президент Акаев улетел в неизвестном направлении.
Так или иначе, сегодня художник становится равноправным партнером политика в ответственные моменты истории.
В январе этого года Галерея Гельмана сделала проект «Россия 2». Визуальный образ нашего проекта - растекающееся небо (Ostengruppe). Основной узнаваемый цвет – синий, цвет неба, символ чистоты и обновления. Небо заполняет собой город , мир, делая его чище и лучше.
«Россия 2» - это проект построения нового социального пространства на территории России, более демократичного, интернационального и открытого. Мы предлагаем приобщиться всем желающим к нашему проекту с помощью "небесных" атрибутов.
Марат Гельман
Дизайн-бюро Ostengruppe: концепция проекта На выставке «Дизайн и реклама» совместно с Галереей Марата Гельмана Ostengruppe представит инсталляцию, в которой покажет влияние цвета и цветовых кодов на окружающий мир и социальную среду. Как с помощью простых визуальных знаков можно изменить что-то вокруг: свой город, свою страну. Как с помощью атрибутики и определенных правил объединить людей, чтобы, объединившись, что-то изменить. Для того чтобы, объединившись, почувствовать себя гражданами, людьми, живущими в гражданском обществе.
Цвет приобретает социальный статус в больших городах, и мы хотим обратить на это внимание. Визуальный код - это язык. Язык, который всем понятен, главная фраза в котором - «Я - свой». Пришло время потребности изменения окружающего мира с помощью дизайнерских средств. Дизайнерские, или художественные средства, - это мирные средства преображения действительности. Мы придумываем атрибутику и правила участия, которые помогут объединить людей.
Растекающееся небо - визуальный образ нашего проекта. Основной узнаваемый цвет - синий - цвет неба, символ чистоты и обновления. Небо растекается, обновляя город (мир), делая его чище, лучше.
Краска, растекающаяся по стене - самый просто и всем доступный способ изобразить растекающееся небо. Самый простой способ маркировать город.
На нашем стенде будет представлен магазин, где можно будет купить атрибуты и присоединиться к акции. Атрибутика - одежда, сумки с изображением символа-неба. Правила участия - банки с синей краской, которые можно разбивать о стены города, таким образом очищая и преображая его.
Идея магазина «Россия 2» - это идея простого приобщения всех желающих к этому объединению. Мы придумали новую технологию выражения гражданской позиции: купил атрибут и уже чувствуешь себя причастным.
Каждый теперь может купить себе атрибут сопричастности - и вместе с ним гражданскую позицию - в магазине.
Виртуально-рекламная студия ЛогвинDesign: концепция проекта Основа цивилизации - идентичность, фундаментальная оппозиция мы-они, свои-чужие. Идентичность - это способ жизни. Идентичность - это проект, всегда враждебный другим проектам. Потому, что конкурирует с другими проектами за ограниченные ресурсы. Противоречия межу идентичностями неустранимы по определению. Поэтому борьба вечна и не будет рая на земле.
Ни коммунистического, ни демократического, ни какого другого.
Не будет конца истории и всеобщего сытого благоденствия. И не надейтесь!
Идентичность не креативна, а реактивна. Она проявляется в столкновении, как реакция на иных. «Мы» не такие как «они». И мы лучше! Креативная личность, художник, идентичность не создаёт. Он её обозначает. Художник придумывает знак, символ, опознаватель свой/чужой. Задача художника - придумать хороший знак. Простой и мощный. Как чёрная свастика, красная звезда или зелёный доллар...Увы, одного таланта художника мало. Для того, чтобы знак состоялся, вошел в историю, стал достоянием миллионов, нужна ещё одна фигура. Владыка, политик, магнат, т.е. распорядитель ресурсов. Ему, руководителю проекта, интуиция и талант выбора нужны не меньше, чем художнику. И если знак выбран верно и раскручен вовремя, тогда он становится могучей самостоятельной силой, аккумулятором ментальной энергии и катализатором перемен.
Приложнение Андрей Логвин в 2001-2002 г. разработал «оранжевый» проект для новой политической партии Украины. Проект был отклонен. Перед Вами документ, который А. Логвин отправил заказчику 29.11.2001.
ПРОЕКТ «АПЕЛЬСИН»
Цель проекта: внедрение в массовое сознание цветосмысловых маркеров кампании и политического движения; создание информационных поводов; формирование имиджа и стиля. В основе проекта: использование оранжевого (жовто-горячего) цвета и разного рода оранжевых объектов для привлечения внимания, вызывания положительных эмоций, создания впечатления праздника, веселья, энергии, новизны, нового взгляда.
РЕАЛИЗАЦИЯ
1. 29 декабря, к телевизионному финалу конкурса молодых политиков, в людном месте Киева устанавливается «оранжевая ёлка». Это «настоящая» двухметровая ёлка, изготовленная из крупной мытой морковки на проволочном каркасе. В качестве украшений на неё подвешивается множество апельсинов. Это очень яркая, декоративная штука. Оранжевая ёлка сопровождается транспарантом: С новым годом! С новым цветом!
Если елку оставить без присмотра, её, конечно, растащат. Ну и пусть. Растаскивание вообще можно превратить в хэппенинг. Важно, чтобы ёлка собрала толпу и превратилась в телевизионную новость. Будет совсем хорошо, если сюжет о елке покажут одновременно с сюжетом о финале конкурса. Для визуального оформления финала конкурса можно использовать такую же морковную ёлку (поменьше), постеры с ёлкой и апельсины с наклейками как самостоятельные объекты. Апельсины пригодятся, например, для подсчёта голосов, набранных кандидатами. Соображения по визуальному оформлению конкурса изложены также в приложении «Оранжевый галстук».
Апельсин с наклейкой предлагается широко использовать в кампании как подарочно-рекламный объект. И в качестве декоративно-изобразительного элемента, и для раздачи (детям, например) на разных мероприятиях в рамках кампании и на встречах с избирателями. Наклейки на апельсин в зависимости от ситуации могут быть разные.
2. Новый год
Во время празднования нового года (народные гуляния) возможно повторение акции с оранжевой ёлкой в нескольких крупных городах. Нужна информационная поддержка. Хорошо бы эту ёлку вставить в какой-нибудь телевизионный «огонёк».
3. Съезд
Для оформления съезда используются оранжевые воздушные шары, постеры с ёлкой и партийная униформа».
4. Старый новый год (восток - центр)
Местными предвыборными структурами распространяется открытка «Оранжевый ёлочный шар вылупляется из фиолетового» с подписью Завжди новий! К открытке требуется короткий информационный текст (то есть это будет микролистовка). Нужно оценить возможность и целесообразность установки биллбордов с этим же образом и слоганом. На основе этой картинки можно сделать телевизионный микро-ролик (5-7 сек): Фиолетовый шар начинает раскачиваться и вибрировать, лопается, из него появляется шар ярко-оранжевый и большего размера.
5. Татьянин день
К студенческому празднику выпускается и распространяется открытка (и/или постер) «Модные цвета сезона»: стильные парень и девица, у девицы оранжевые волосы и очки с разноцветными (жёлтым и синим) стёклами, у парня жёлто-синие волосы и очки с оранжевыми стёклами.) Фото для постера будет сделано в стилистике «настоящей» западной рекламы (например, Martini). Слоган для постера сейчас разрабатывается.
6. День Св. Валентина / 8 марта
Выпускаются и распространяются открытки «Я люблю Вас!» с именами (см. «Открыточный проект»). Открытки эти маркируются оранжевым сердцем. Кроме того, в перечень имён на открытке предлагается добавить слегка выделенное имя Украина. Параллельно с открытками, начиная со дня Св. Валентина и вплоть до выборов, на всех проводимых мероприятиях (встречи с народом, фестивали, концерты) будет распространяться подарочная фенька: «оранжевое сердце с ручками». Естественно, с партийной символикой и признаниями/поздравлениями от кандидатов или движения в целом.
Дополнительные замечания
В предлагаемую концепцию хорошо укладываются телеролики с оранжевыми объектами. В частности, можно доработать сценарий о похождениях оранжевого вареника (сценарий высылался ранее). Это будет смешной и очень дешёвый ролик - потребуется несколько фрагментов старого фильма из киноархива и немного мультипликации.
Предлагается массовое использование оранжевых наклеек-«рыжиков», в том числе и в «акции последнего дня». Их можно лепить на любые объекты, на свои и чужие плакаты. Проблема в том, что рыжик-мазок относительно дорог в изготовлении. Его можно сделать только на основе прозрачной липкой плёнки. В дополнение к «мазкам» можно изготовить бумажные чисто оранжевые наклейки-кружочки диаметром 2-10 см. Они существенно дешевле и очень удобны - сотня помещается в карман.
***
| | |
|