| АВТОР Родилась в Ленинграде. В детстве, отрочестве и юности занималась живописью и даже поступала в художественное учреждение, но учиться не стала. Позже, уехав во Францию, вновь вернулась к искусству. С 1995 года выставляется в России. Налоги платит во Франции.
ОБЪЕКТЫ Семь аппликаций из ткани - от 1,5х9,5 до 3х3 метра с нашитыми вручную текстами, узорами и фигурами, изображающими Пушкина, зайца, еврейку, Дантеса, таинственное существо и других. Одна из аппликаций, а именно донжуанский список поэта, лишен фигур и представляет только текст, причем среди многочисленных женских имен присутствует и одно мужское. Материалы: хлопок, заячий мех, парча и пр. Парча блестит.
КОНТЕКСТ Тезис "Пушкин наше все" не поддается разрушительному действию времени. Приближающийся двухсотлетний юбилей поэта по-прежнему наполняет души россиян лучезарностью: в стране вырастут новые памятники, будут изданы новые книги, прольется много торжественных слез, прокрутится много юбилейных пленок и денег и расцветет много цветов. В молодежном жаргоне слово "Пушкин" становится синонимом слов "круто", "отлично" и "абсолютно". В ситуации многократной переоценки всех ценностей вплоть до полного их обесценивания "Пушкин" оказывается едва не единственной общенациональной универсалией, языком, на котором можно говорить, надеясь быть если и не понятым, то и не отринутым за чуждость речи. Но судьба универсального означающего - быть вселенским ирландским рагу. Пушкин - это парча и заячий мех вместе, празднование его рождения и смерти с одинаковой страстностью, равный статус высоких и ернических речей.
КОНЦЕПТ При таком раскладе становится совсем неинтересен общий смысл, и даже смысл вообще: единственно интересна частная история, индивидуальная практика. Приянто считать, что звезда Пушкина питает нас своим светом вот уже два столетия, и мы живы не в последнюю очередь потому, что приникаем к этим ручьям. Но ведь мы должны давать и ему в ответ что-то, да? Но питают ли его возводимые нами истуканы и сочиняемые нами книги? Скорее, они просто обеспечивают скорость вращения праха в гробу. Оттого вокруг могилы Пушкина всегда особо разреженный воздух, то есть польза-то опять нам скорее, а не ему. Ира Вальдрон поступает как женщина, которой нужен не смысл и не символ, а тело (известно ведь, что в 1837 году он умер не весь) и душа. Она делает простую вещь: шьет девять месяцев - иголочками остренькими, пальчиками маленьками - покрывала для Пушкина, для мужчины Пушкина.
МОРАЛЬ Делайте друг для друга простые вещи, господа.
|