29.03.2024 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Увеличение


Петр Кирюша

C 4 апреля 2009 года
Guelman Projects, Малая Полянка 7/7-5




Конкурсы все же работают

Принято думать, что путем конкурса ничего нового и интересного найти невозможно. Однако Виктор Алимпиев, приглашенный к отбору произведений для фестиваля "Стой! Кто идет?" в 2008 году (1), отметил Петра Кирюшу, чьи акварели ему показались достойными экспонирования. Это были небольшие работы на бумаге, в которых были изображены разнообразные геральдические мотивы: гербы, флаги, рыцарские доспехи и т.п. Позже автор признался, что выбрал эти сюжеты достаточно случайно – да и для Виктора Алимпиева тематика работ была не важна. Он увидел в акварелях Кирюши нечто иное, то, что ему было близко и занимало более всего: живописность и артистичность, и также потенциальную возможность работы в большом формате.

Еще раз про живопись

Распространено мнение, что в России не было и нет живописной школы, по крайней мере, начиная с 1980-х годов; что концептуальная традиция оказалась единственно возможной в условиях полного отсутствия современной художественной академии; что сегодня живописью следует называть иллюстрированные наррации в духе фельетона, поведанные нам дуэтом Виноградов&Дубосарский, а также молодым поколением в лице Дмитрия Шорина, Алексея Каллимы и Дианы Мачулиной.

Конечно, в такой ситуации малейший намек на иное отношение к проблеме изображения, проявление интереса к формальному языку живописи (или графики, или в целом работ на бумаге – понятно, что в такой постановке вопроса эти различия роли не играют) требует особого внимания. В принципе, вся программа Guelman Projects на ближайший год посвящена проблеме живописного образа. Но в случае с выставкой Петра Кирюши ситуация особая. Здесь мы встречаемся с примером самостоятельного зарождения школы, когда формированием новой живописной традиции и преемственности начинают заниматься сами художники, когда, не будучи удовлетворенными скудостью художественной жизни и состоянием современной критической мысли, они берут на себя кураторские и даже педагогические функции.

Работы на бумаге

В принципе, произведения Петра Кирюши следует называть "работами на бумаге" – именно бумага дает им эффект светоносности и импрессионистичности. Конечно, в таком отношении к бумаге – как к гаранту яркости и свечения – видно новое, так сказать, "пост-цифровое" отношение к цвету. Белый цвет бумаги Петр использует по аналогии с белым экраном монитора: никогда не перекрывая его полностью, применяя специальную технологию, позволяющую разбавлять гуашь без потери вязкости краски, оставляя всегда нижние слои краски более яркими, чем последующие. Это "экранное" понимание цвета влечет за собой и новое отношение к размеру работ. Императив белого листа, заданный Фаворским (2), теряет свою силу – увеличение становится признаком улучшения качества, по аналогии с монитором, а также способом проявления, как в фильме М. Антониони "Blow Up", скрытых деталей и смыслов.

Однако, в отличие от изображения цифровой природы, сверх-увеличение в работах Петра Кирюши не влечет за собой травмирования образа, утрату его цельности, проявляющуюся в феномене пикселя. Свет в его работах высвобождается не в результате распада изображения на локальные составляющие – поэтому-то он и не мертвенно-белый, как на экране. Свет у Петра Кирюши теплый, многоцветный, живой, это – связующая субстанция, плазма, объединяющая все элементы материальной жизни на микроуровне.

Аура возвращается

Говоря об отличии образа фотографического от живописного, Вальтер Беньямин ввел понятие "ауры" – внутреннего свечения живописного образа в противоположность тиражному. Позже искусствовед Николай Тарабукин, представитель русской формальной школы литературоведения и художественной критики, развил понятие ауры и объяснил его природу исходя из самой техники живописи маслом. Он определил ауру как "непрерывный поток становления", который классическая живопись продуцирует, используя светотень и лессировки (3). Однако уже во время написания данной работы и после, в течение всего двадцатого столетия, живопись – по крайней мере, фигуративная – стремилась ко все большей плоскостности и все большему приближению к тиражному образу. Пространство и специфическая субстанциональность остались лишь за абстрактной живописью, да и то, не во всех случаях.

Однако в наши дни эта, казалось бы, патовая ситуация в живописи, когда независимый формальный язык остался уделом лишь не-фигуративных произведений, вдруг разрешилась – и совсем неожиданным образом. В работах художников Люка Туйманса, Михаэля Борреманса или Гэри Хьюма можно видеть будоражащий симбиоз авторского живописного волюнтаризма, или же "аурической" живописной материи и узнаваемых фигуративных моментов. Доминирует, как правило, первое.

Аналогичным образом рождается сюжет и у Петра Кирюши. По свидетельству художника, начало беспредметным поискам было положено пейзажными зарисовками, сделанными с верхнего этажа высотного дома в Чертаново: обилие неба и тающие фрагменты ландшафта внизу, видимые в окне. Любопытно, что именно здесь, в Чертаново, и тоже благодаря виду из окна, тридцать лет назад родилась геометрическая живопись Алены Кирцовой, главного абстрактного живописца наших дней.

Евгения Кикодзе


-
1. Речь идет о выставке "Яблоки падают одновременно в разных садах", 4 – 31 июля 2009, Центр современного искусства ВИНЗАВОД, когда куратор Анна Зайцева пригласила нескольких известных российских художников, в том числе и В. Алимпиева, создать собственные экспозиции молодежного искусства.
2. Имеется в виду слова Фаворского о "массе" белого листа – Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. Фрунзе, 1966, с.17
3. Тарабукин Н.М. Портрет как проблема стиля // Искусство портрета. М., 1928.

***


ПЕТР КИРЮША

Родился в 1978 году, в городе Душанбе (Таджикистан), позже переехал с родителями в Ригу, где и пошел в школу. В 1995 году за компанию поступил в профессиональное училище на профессию слесарь, сварщик, фрезеровщик. С обработкой металла у меня ничего не срослось, и в 1997 году я уехал в Москву.

Работал курьером, грузчиком, кладовщиком и мечтал поступить на юридический факультет в Москве. К счастью отец вовремя познакомил меня со своими друзьями художниками, с Олегом Бурьяном и Михаилом Рытяевым, благодаря чему в столице стало меньше на одного потенциального юриста.

С 2000 года начался мой путь как художника, я поступил в высшую академическую школу графического дизайна (ВАШГД), в группу Бориса Трофимова, признанного классика книжного дизайна. За пять лет я приобрел не только профессиональное образование, но и близких друзей и единомышленников.

С 2005 года работаю по специальности, рисую, фотографирую, делаю авторское видео. В 2007 году участвовал в ежегодной выставке Молодого Искусства в Московском музее современного искусства. Летом 2008 года участвовал в кураторском проекте Анны Зайцевой "Яблоки падают одновременно в разных садах" на "Винзаводе" в рамках первого международного молодежного биеннале "Стой! Кто идет!", экспозиция моих картин была составлена художником Виктором Алимпиевым. В августе 2008 года мое видео "Spots" было показано в рамках 7-го уличного фестиваля видеоарта "ПУСТО" в Москве. В августе-сентябре 2008 года моя живопись была представлена на выставке Fresh Blood в галерее DIEHL+GALLERY ONE.



















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2024 guelman.ru
e-mail: [email protected]
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования 





 










Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1