| Галерея М&Ю Гельман Некоммерческое партнерство "Арт Эпок" (Группа Компаний "МЕЛАКС")
ДМИТРИЙ ВРУБЕЛЬ и ВИКТОРИЯ ТИМОФЕЕВА
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Специальная экспозиция в рамках ярмарки "Арт Москва" Центральный дом художника, залы 22-27
Превью выставки: 12 мая с 17:00 до 20:00 (по пригласительным билетам и предварительной аккредитации, тел: (495) 2281159, 2281339)
Время работы выставки: 14 мая с 16:00 до 21:00 15-18 мая с 12:00 до 20:00
Борис Гройс
Хорошие и плохие новости
В течение достаточно долгого времени основным занятием художников являлось иллюстрирование Священного писания. Средневековые иллюминированные манускрипты до сих пор восхищают нас художественным совершенством, с которым были исполнены иллюстрации к ветхозаветным и евангельским текстам. В Новое время искусство захотело стать автономным и начало борьбу с иллюстративностью. На вопрос о том, насколько успешной оказалась эта борьба, ответить нелегко. Во всяком случае, можно только приветствовать заметное возрождение иллюстративности в современном искусстве. Ярким примером тому служит серия иллюстраций к евангельским текстам, созданная Дмитрием Врубелем и Викторией Тимофеевой.
Разумеется, художники, работающие в наше время, используют другую технику иллюстрирования, нежели ту, которую практиковали средневековые мастера. Это, естественно, техника реди-мейда. Точность рисунка заменяется здесь точностью выбора иллюстративного материала. Для иллюстрирования евангельского текста Врубель и Тимофеева используют визуальный материал, поставляемый международными агентствами для современных средств массовой информации. Решение это вполне обоснованно, ведь слово Евангелие обозначает "благая весть", или, если выражаться более современно, "хорошая новость". В этом смысле Евангелие можно считать прообразом современных медиа: Евангелие было прессой и телевидением своего времени – средством распространения сообщений о сенсационных событиях, происходивших в тогдашней Палестине. Именно с Евангелия начинается все то, что характеризует также культуру нашего времени: культ нового, требование следить за новостями, чтобы не пропустить знамения и предвещания грядущих событий, призыв отбросить старое и следовать духу времени, господство моды и дизайна, глобализация, ориентация на медиальных звезд /в виде апостолов и мучеников, прилюдно страдавших на аренах, услужливо предоставленных им для этой цели римлянами/ и т.д.
Но главная новость, которую Евангелие сообщило миру, и которая породила современные средства массовой информации, – это новость о природе самой новости. А именно: это новость о том, что только плохая новость – хорошая новость. Действительно, Евангелие, будучи "хорошей новостью", не сообщает читателю ничего хорошего. Бог умер, его апостолы замучены, общая картина мира не просто печальна, а совершенно ужасна, пред-апокалиптична. Откуда же берется евангельский оптимизм? Очевидно, что он относится не к содержанию новости, а к ней самой, к самому факту того, что она есть новость и что эта новость нова. Евангельская хорошая новость состоит в том, что даже ужасное новое лучше привычного старого – просто потому что это новое ново.
Мы живем сегодня в мире, который однажды поверил этой новости и верит в нее до сих пор. Работы Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой прекрасно иллюстрируют эту структуру современной веры. Иллюстрации, которые они испольуют, фиксируют большей частью мрачные, ужасные или по меньшей мере безрадостные факты действительности. И в то же время от всей работы в целом веет поистине евангельским оптимизмом. Плохое, когда оно становится новостью, становится хорошим. На этом парадоксе веры – веры в Евангелие и веры в современные медиа – основано все современное сознание. Работа Врубеля и Тимофеевой очень точно выявляет этот парадокс современной веры. Врубель и Тимофеева вообще относятся к тем художникам, которые обладают способностью, как говорится, попадать в точку. Об этом еще раз свидетельствует и их евангельская серия.
|