29.03.2024 




Вы можете не умереть
Михаил Батин, Алексей Турчин
10.12.2013- 15.12.2013

Вы можете не умереть





«Трасса М4. Ростов - Москва» / Современное искусство Ростова-на-Дону





Лес/ Современное искусство Краснодара





Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана

Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана
Русский | Deutsch | English


























Портрет лица


В залах ЦСИ М'АРС

4 - 19 октября 2005 года



Галерея Марата Гельмана и Центр Совеременного Искусства М'Арс представляют проект "Портрет лица". Этот проект – своебразный анализ функции портрета в современной российской культуры. Одновременно выставка является попыткой реактуализировать этот жанр.

Выставка открыта в залах ЦСИ М'АРС (Пушкарев переулок, д.5).

***

В современной культуре и, в частности, в современном искусстве существует такой термин как "реактулизация". Это когда какое-то явление или жанр как бы снимается с архивной полки и предъявляется культурному сообществу, так сказать, в новом качестве, с новыми смысловыми значениями и с новой функциональной ориентацией.

Проект "Портрет лица", собственно, является реактуализацией такого известного жанра как портрет. Задача проекта состоит в том, чтобы попытаться обнаружить, показать, а по возможности систематизировать те последние тенденции в современном искусстве, которые используют, цитируют или применяют этот жанровый прием для решения той или иной задачи.

В дофотографическую эпоху ПОРТРЕТ выполнял очень важную политическую и культурную функцию. Монарх, государь через свое изображение в камне, в бронзе или на монетах визуально транслировал свою власть над подданными. Кроме того, состоятельные и культурно-значимые персоны сохраняли свой облик для Истории, Традиции, Культуры. Так, до нас дошли изображения и мы представляем как выглядели Цезарь, Карл Великий, Лютер, Байрон, Вольтер, Людовик.

С появлением фотографии функция портрета сильно изменилась. Возникли фотоизображение и художественный портрет. И если фотография взяла на себя функцию документации, сохранения, получения изображения для тех или иных надобностей, то художественный портрет сделался предметом решения чисто художественной задачи. В эпоху Модильяни и Пикассо очень важен был взгляд художника на персонаж, неповторимость и уникальность этого взгляда, тогда как фотография допускала тиражное изображение, а также документальность и подлинность.

Что касается новейшей истории искусств и современной культурной ситуации, то она показала и продолжает демонстрировать огромный спектр смысловых и художественных значений, качеств, с применением такого жанра как портрет. Начиная с Энди Уорхолла, у которого портрет, изображение, имидж того или иного персонажа фактически анигилирует, исчезает в тиражной стихии, и заканчивая Маурицио Кателаном, который бесшабашно перекраивает новую мифологию, создавая абсурдные и невероятные ситуации своими скульптурными композициями. В русском искусстве эта стратегия иного жанроприменения достаточно выразительно использовалась в соц-арте – у Комара и Меламида, Сокова и Косолапова.

Дело в том, что в контексте позднего постмодернизма отношение зрителя к портрету, изображению сильно поменялось по сравнению с классической эпохой. Все изображения сегодня условно можно разделить на несколько категорий: это информационные (политико-социальный контекст), рекламные, культовые (субкультурные), художественные и частные. Современные художники, впрочем, используют в своих работах все существующие категории, цитируя или симулируя оные. Это обусловлено тем, что зритель, реципиент сейчас воспринимает любое изображение как симулякр, знак товара, власти, политики, моды, поп-культуры и так далее. Поэтому зрительское восприятие сейчас обусловлено, контекстуально и мифогенно. Вследствие этого художник, чтобы "достучаться" до зрителя вынужден работать на чужих социально-культурных полях, постоянно меняя стиль, язык, манеру и message. Суммируя вышесказанное, можно сказать, что портрет как жанровая категория скорее мертв, чем жив. Но, если рассматривать все актуальные практики сегодня, и если есть некие живые проявления портретного жанра, то это скорее жизнь после смерти.

Проект "Портрет лица" как раз призван показать срез актуального искусства в этом направлении.




















Главная | Контакты | Поиск | Дневник М. Гельмана



copyright © 1998–2024 guelman.ru
e-mail: [email protected]
сопровождение  NOC Service




    Rambler's Top100   Яндекс цитирования 





 










Powered by Qwerty Networks - Social Networks Developer #1