| Героини с Востока |
| Группа "В.М.С." (Анна Абазиева, Елена Ковылина) С 23 февраля 2001 года |
| "В выставке "Героини с Востока" мы работаем с темами власти существующих милитаристских мифов, отсылая сразу к нескольким событиям: русско-чеченским войнам, к теме гибели российской подводной лодки и другим деяниям Советской армии.
Здесь нам интересно - как старые клише о силе и могуществе милитаристской империи калькой ложатся на современные пейзажи - с видом отреставрированного Рейхстага; на вид современной Праги, куда в 68 -м въехали советские танки. Вспоминая времена холодной войны, мы реализуем существовавшие интенции, скрытые в политике того времени по воплощению мирового идеологического господства, мы изображаем русских солдат победителей на голове Нью-Йоркской статуи Свободы, на фоне с прорезающих небо бомбардировщиков.
Все эти темы военного пафоса пронизаны иронией по поводу взаимоотношения власти, насилия и смерти.
В первом случае отображается трагедия чеченского народа через ироничную критику "триумфаторов" этой войны. Во втором - отражается трагедия самих же "триумфаторов" Российской армии.
В целом проект мы могли бы позиционировать как критику трансгрессивной милитаристской политики России, как отражение кризиса системы, базирующейся на имперских традициях, исторически сложившихся амбиций Российской империи и Советского Союза.
Обращаясь в этом проекте к темам политическим, мы стремимся к стилистической и пластической выразительности образов истории, передавая свое отношение ко времени и ситуации, в которой мы живем и работаем как художники. Нахождение адекватного художественного языка в таких случаях является сложной задачей для искусства. Проект "Героини с Востока" - это наш эксперимент, определяющий границы компетенции искусства.
"Русский солдат" с женским лицом - еще один критический смысл, обнаруживающий феминистский подтекст, тем более название группы ВМС - это не Военно Морские Силы, но ВнутриМаточная Спираль. Мы стремились работать с существующими стереотипами и клише, относящимися к отечественной истории, восприятием России и русской девушки на Западе. Название "Героини с Востока" свидетельствует о том пафосе символической миссии, о котором обычно принято говорить рассуждая об идеи российской государственности."
| | |
|