| Мы рады представить художника Романа Сакина, персональная выставка которого впервые проходит в нашей галерее. Роман Сакин родился в 1976 году в Курске. Окончил АХПУ им. Васнецова (1997) и МГПХУ им. Строганова (2005).
Групповые выставки: • Московский международный симпозиум по скульптуре (2003) • "Две столицы в пространстве игры" (2004; Петербург, Музей игрушки) • ежегодные выставки молодого искусства "Мастерская" (2005-2007; ММСИ, Москва) • фестиваль молодого искусства "Стой! Кто идет?" (2005-2006; ГЦСИ, Москва) • 1 Московская биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" (2008, Art & Science Space) • выставка "Премия Кандинского" (2009, ЦДХ, Москва)
Персональные выставки: • К.Б.-1 (2007, АРТСтрелка-projects, Москва) • Лес (2009, Московский музей современного искусства) • Элементарные частицы (2009, Центр современного искусства "Винзавод", Москва).
В 2007 году Ольга Лопухова (куратор и идейный вдохновитель "Арт-Стрелка Projects") писала об управляемых кинетических объектах Романа Сакина: "Подвижные части управляемых скульптур рассказывают о свойствах предмета в пространстве на примере движения простых геометрических тел. Так, куб движется вверх-вниз, влево-вправо. Его свойство – ориентировка в пространстве. А шар – во все стороны из центра или к центру, его свойство – энергия. В свою очередь, конус движется от основания к вершине или от вершины к основанию, его свойство – рассеивать/концентрировать. Комбинации этих фигур, а также движение их в пространстве создают сложную событийную историю. Эта история, развиваясь по воле зрителя, может изображать его ощущения. Зритель, управляющий скульптурой, является исполнителем своего пластического произведения."
На выставке конкурсантов Премии Кандинского в 2009 году Сакин показал управляемую скульптуру (У.С.) "Лес", трансформируя которую, зритель создает трехмерные геометрические композиции, отсылающие к русскому авангарду начала 20-го века. "Отличие У. С. от кинетической скульптуры, – говорит художник, – заключается в том, что в кинетической скульптуре главное – движение, а в У. С. – конечные точки. Внешний вид У. С., в отличие от кинетической скульптуры, во многом зависит от способностей пользователя".
В Галерее М&Ю Гельман Роман Сакин представляет модель мастерской художника, где, ограничивая пространство, погружает посетителя выставки в свое произведение, тем самым превращая зрителя в участника и незаменимый элемент инсталляции.
Рассуждая на тему отношений произведения искусства и зрителя, Роман с подкупающей серьезностью ссылается на исследования профессора Джозефа Хайнека (Josef Allen Hynek (1910 – 1986) – американский уфолог и астроном) о контактах человека с пришельцами, с одной стороны, иронизируя над "неземной природой" художника, с другой стороны, ставя под сомнение возможность полного взаимопонимания автора и зрителя. Сакин цитирует шкалу контактов человека с внеземным разумом, разработанную Джозефом Хайнекем:
"Шкала состоит из трех уровней. Они примерно такие: 1. Видел НЛО издалека 2. Видел и чувствовал 3. Видел, чувствовал, был внутри НЛО и общался с пришельцами.
Эта шкала прекрасно подходит для классификации контактов человека с искусством.
Меня часто волновало слабое воздействие на меня художественных выставок, особенно незнакомых авторов, где надо было просто смотреть. Видимо, это и есть контакт первого уровня. Более сильное впечатление на меня производили выставки, на которых что-то шевелилось, или надо было что-то делать, шевелить, или чем-то пахло, или я что-то знал об авторе. Это контакт второго уровня. Самое сильное впечатление на меня производили выставки знакомых художников, особенно если я видел как это делалось, видел эскизы, а еще лучше был перед этим в мастерской. Это контакт третьего уровня. И я решил сделать доступным контакт третьего уровня, построив свою, открытую для всех, мастерскую в галерее. Смысл подобной выставки в том, что посетитель, находясь в мастерской, попадает внутрь процесса создания художественного произведения, а это вызывает более сильные эмоции и добавляет какой-то честности, как за кулисами фокусника. Это то же самое, что и управляемая скульптура, в которой, занимаясь перемещением элементов, находишься внутри процесса. Наблюдая за созданием вещи, перестаешь быть пассивным зрителем. То есть, любой объект, находящийся в мастерской, становится интерактивным.
Мне не очень нравится такой жанр демонстрации искусства, как выставка. Выставки появились только в 18 веке и, являясь несовершенным и случайным изобретением, существуют до сих пор почти без изменения. Впустить зрителей в мастерскую – это вероятно не новый подход к проблеме, а наоборот очень старый, но зато эффективный."
Роман Сакин
Благодарим за предоставленный материал
|