Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Монтажные ленты


В рамках программы "Черные Работы"
в пространстве Guelman Projects

Светлана Шуваева
Монтажные ленты


Светлана Шуваева родилась в 1986 году в городе Бугульма, Татарстан. Живет в Самаре и учится в Самарском Государственном Архитектурно-строительном университете на факультете дизайна.
Несмотря на свой юный возраст, Шуваева – активный участник самарской художественной жизни. Она активно сотрудничает со многими арт-институциями Самары, начиная от импозантной галереи "Виктория" до андерграундных площадок типа "11 комнат" или "Арт-пропаганда". Летом этого года ее работы были впервые показаны в Москве на международной выставке "Трансфер" в центре М'АРС.
Одними из первых работ Шуваевой, показанных широкой публике, были так называемые Сканы – принты на холстах, созданные путем сканирования двигающегося телевизионного изображения. Получившиеся абстрактные образы трудно было отнести к определенному жанру – они одновременно напоминали и абстрактный экспрессионизм, и брак экранного изображения. Это "зависание" визуального образа в пространстве неразличения – одно из самых завораживающих художника вещей в современном мире, предмет пристального внимания Шуваевой.

Летом 2009 московский зритель мог увидеть ее недавнюю серию Клеенки, созданную путем наложения графической решетки, которую художник создал черным маркером, на распространенные столовые полиэтиленовые клеенки с характерными для них цветочными узорами. Сопоставление двух типов рисунка: разноцветных цветочков и густой почти непрозрачной решетки создавало удивительный эффект мерцания, свечения – будто между двумя декорированными слоями произошла электрохимическая реакция и выделилась какая-то энергия, превращающая графику в живопись и придающая ей глубину.

Интерес к самопроявляющейся живописи, или же "живописи ready made" – вот как можно было бы обозначить сегодня основной вектор устремлений Светланы Шуваевой. Этому посвящена и серия "Монтажные ленты", созданная специально для выставки в Guelman Projects. Прозрачные сетчатые структуры она теперь создает с помощью так называемого сигнального скотча – клейкой ленты, которая используется в строительстве и работах по благоустройству городского пространства.
Использование социально маркированных предметов в картине имеет в российском современном искусстве длительную традицию, связанную, прежде всего, с направлением соц-арта. И, хотя влияние работ Эрика Булатова здесь очевидно (впрочем, об этом говорит и сам автор), художественные цели здесь совершенно иные.

Использование данной сигнальной системы не отягощено социальной подоплекой, политическими смыслами. Это не предупреждение об опасности, не забота об освобождении сознания от визуальных клише, не исследование/обвинение современного урбанизма.

Внимание Светланы Шуваевой движется не от картины в сторону реальности, а совсем наоборот, от реального трехмерного пространства повседневности в сторону картины. Как возможна сегодня живопись со своей характерной условностью, картинным пространством?

Художник избегает всех искусов, подсказываемых цифровыми технологиями, всевозможных цитаций 3D-программирования. Ее метод прост, но не наивен – она полагает пространство тем, что вводит знак пространства. Монтажные ленты лежат друг на друге, буквально – ведь автор использует трафарет для их воссоздания. И сколь ни мала бы была их толщина (как и толщина слоев краски на холсте), но она есть, а значит, есть и картинное пространство – пусть тончайшее, в несколько миллиметров, но очевидно отделенное от пространства выставочного зала.

Эти несколько миллиметров – и есть победа художника, пространство, отвоеванное у изобразительных иллюзий, материальное и осязаемое. Живописное.

Евгения Кикодзе




полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/shuvaeva/