Guelman.Ru
Современное искусство в сети


SMALL


Участники выставки:


Татьяна Антошина
Александр Бренер
Александр Веревкин
Игорь Гельман
Анатолий Журавлев
Император Вава
Константин Календарев
Алексей Каллима
Валерий Кошляков
Алексей Курипко
Михаил Лёзин
Максим Мамсиков
Ербол Мельдибеков
Георгий Острецов
Павел Пепперштейн
Александр Петрелли
Злата Понировская
Гия Ригвава
Группа "Pprofessors"
Лев Рубинштейн
Анастасия Рябова
Синие Носы
Алексей Степанов
Авдей Тер-Оганьян
Группа "Фенсо"
Лев Хесин
Гор Чахал
Валерий Черкасов
Юрий Шабельников
Кирилл Шаманов
Роман Эсс

***

Работы тридцати двух художников – от крохотных до просто небольших – составляют экспозицию Small, посвященную Игорю Гельману. Ему принадлежит идея этой выставки и ее первое воплощение в Лондоне. Он не успел показать эту выставку в Москве, но часть его многочисленных малоформатных работ можно увидеть в московской версии Small. Сквозной персонаж произведений Игоря – человечек из скрепок для степлера, условный и выразительный, как иероглиф некой жизненной ситуации. Игорь Гельман создал мир маленького человека, подобного кукольному миру Барби, но, естественно, гораздо разнообразнее, остроумнее и циничней.

Есть глубокое (возможно, национальное) ощущение мелкого как воплощения искусного. Это ощущение мифологизировано в образе мастера Левши, который воплотил иррациональным и кропотливым усилием глубинное понимание искусства как чего-то бесполезного и восхищающего.

Отчасти из-за этой близкой национальному духу, но труднодостижимой траты, отчасти из-за контекста масштабной трендообразующей активности галереи М&Ю Гельман, новую выставку уже зовут "Русское мелкое" – и это название скорее рабочее, чем ироническое.

Выставка Small предъявляет зрителю спектр пластических, тематических и даже институциональных сюжетов, для которых малая форма становится самостоятельным уникальным качеством.

Какие-то объекты изначально существуют в формате мелкого и никак иначе – как например, ювелирные украшения (Алексей Калима), ордена и медали (Гоша Острецов "Ордена НП" и Император ВАВА "Медаль АртКлязьма"), монеты (Кирилл Шаманов), марки (Константин Календарев).

Какие-то художники выбирают малый формат по внутренним причинам, среди которых, возможно, наиболее частая – естественность производства малой формы и ее соразмерность повседневной жизни. Малая форма в любом виде и жанре органична человеческой моторике. Даже монументальный Валерий Кошляков делает маленькие коллажи из фотографий и рисунков на прозрачной пленке. Павел Пепперштейн элегантно выставляет свои мелкие зарисовки – они экспонируются в папочках на планшете. Малая форма уравнивает художников любого возраста и известности. Разной степени мелкости скульптуры – Татьяны Антошиной, Игоря Гельмана, Максима Мамсикова, Златы Понировской и др. – органично сосуществуют в общем экспозиционном поле.

Мелкое может заполнять пространство, поверхности. Анатолий Журавлев – очевидно художник мелкого даже в своих двухметровых зеркальных поверхностях с изображением-изъяном в центре. (На выставке Small он представил маленькие работы с явными коллекционными коннотациями.) Прежде он из микроскопических портретов создавал поверхности и пространственные инсталляции, принесшие ему широкую известность. Пластически сходную, но более коммуникационно ориентированную серию Стиккеры – "Гвалт" предлагает молодая Настя Рябова. Еще одна реализация ее проекта "Стикер против всех" тоже заполняет пространство стены – но уже не галерейной, а уличной.

Михаил Лёзин (Серия "Портреты" из проекта COVER gallery) предлагает прочтение пространства как места тайной интервенции искусства и напоминает о стратегиях граффитистов или художников, размещающих свои работы в музеях между картинами старых мастеров. COVER gallery – "персональная переносная галерея паразитарного типа" – парадоксально существует между манифестацией и анонимностью на территории других выставок, пока ее не заметят.
Институциональное измерение мелкого вошло в историю отечественного искусства вместе с галереей "Пальто" Александра Петрелли, утвердившего равенство "пальто = галерея". На выставке мы видим серию галерей-пальто, и это одно из самых отчетливых воплощений мелкого как другого качества, благодаря которому становятся возможными игровые стратегии институциональности – вовсе не симулятивные, и благодаря которому произведением становится арт-институция. Предложение искусства через непристойный и контрабандистский жест распахивания пальто – само по себе смешной и шокирующий перформанс, который, конечно, не превратился бы в регулярное событие, если бы за ним не стояла галерейная традиция торговли искусством.

Выставка Small весьма убедительно раскрывает склонность художника превращать в искусство все, что попадается под руку.

Александр Евангели




полный адрес материала : http://old.guelman.ru/gallery/moscow/small/