Валерий Кошляков. Город Самара. 2006, холст, масло, 170х220 см |
АЕС+Ф (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес). Tondo. Из серии «Последнее восстание», 2006. Принт на холсте, D=150 см |
Авдей Тер-Оганьян. «Фернан Леже. Con. 1952». Из серии «Ненормативная живопись». 2006. Холст, масло, 131,5х200,5 см |
Синие Носы (Вячеслав Мизин, Александр Шабуров). Из серии «Кухонный супрематизм». 2005-2006. Цветная фотография, 75x100 см. Из коллекции Фонда содействия современному искусству Марата Гельмана |
Алексей Каллима. Антициклон. 2006. холст, уголь, сангина, акрил, тушь, 160x500 см. Из коллекции Фонда содействия современному искусству Марата Гельмана |
Гор Чахал. Из проекта «Любовь». 1997 (печать 2006). Принт на холсте. Триптих, 150х200 см каждая часть | | 25 января 2007 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) откроется выставка, посвященная 15-летию Галереи Марата Гельмана, где будут представлены произведения художников, сотрудничавших с галереей на протяжении этих лет. К выставке (и к юбилейной дате) будет выпущена книга-каталог, составленная Евгенией Кикодзе.
***
Выбор Марата
Оттепель после метели. Только утихла пурга, Разом сугробы осели И потемнели снега. Николай Заболоцкий, "Новый мир", 1953, N10
Одним из первых знаков "потепления" социокультурной атмосферы России времен официально объявленной Перестройки стало появление частных галерей. Пресловутая приватизация включала в себя и разрешенную личную дистрибуцию произведений искусства, прежде принадлежащих лишь народу – в лице отчужденной от него власти. Теперь гарантом авторского высказывания (коим и является всякий достойный и самодостаточный артефакт) явилась персональная ответственность галериста вместо анонимного решения Худкома. Вот так, стихийно, по непредсказуемой воле сильных мира сего, подобной климатической катастрофе, произошел переход на личности. Политическая оттепель в случае художественного сообщества вылилась во второе рождение Автора – не художника, а галериста, добровольно принимающего на себя в системе публичности функции первого со всеми вытекающими последствиями. Он рисковал собой, пускаясь на творческий дебют в стране, не знавшей прежде цивилизованной институции под названием "галерея". Он решился заасфальтировать грязноватый проселок с потемневшим снегом. Ведь асфальт – синоним той крепкой твердости, которой является всякая воля Автора.
Он – в нашем случае Марат Гельман, 15 лет назад открывший свою галерею и не собирающийся бросать это рисковое предприятие. Каток дошел до середины пути. И на этой дороге в процессе "неизмеримой работы" (Н. Заболоцкий) по обочинам проросли лучшие художники разных поколений и географических принадлежностей – "новые американцы" Комар & Меламид, Гриша Брускин и Александр Косолапов, звезды украинской арт-сцены Арсен Савадов и Василий Цаголов, ленинградцы Ольга и Александр Флоренские и Олег Хвостов, казах Ербол Мельдибеков, а также наиболее заметные москвичи – Олег Кулик, группа "АЕС", тандем Александра Виноградова и Владимира Дубосарского etc.
Впрочем, давать топографические определения экспонентам "Галереи М. Гельмана" совершенно бессмысленно по причине их личной мобильности и заслуженного со временем интернационального статуса. Все они вольно кочуют по миру, участвуя в международных выставках, получая стипендии и гранты, да и Украина с Казахстаном благополучно стали заграницей. Неслучайно названием одного из самых успешных проектов галереи (кстати, показанным именно в стенах Русского музея) было "Искусство против географии". Но в этой "разношерстности" – не только связанной с неопределяемой пропиской, но и эстетической, ибо стиль галереи эклектичен в лучшем смысле слова (критерий тут – качество высказывания, а не цеховая идентификация типа "соц-арт", "концептуализм", "новый реализм") – есть все-таки единый стержень. Им является выбор галериста, верность которого и подтверждается официальным успехом художников, выставлявшихся в галерее в течение 15 лет ее существования. Оттого зрителю выставки "Оттепель, или In the middle of the road" предстоит некоторое интеллектуальное приключение: понять вроде бы непредсказуемую логику отбора ее участников, продиктованную хронологией существования галереи и личным вкусом ее владельца. А лучшим вариантом приключения, как известно еще со времен Жюль Верна, является путешествие. По дороге, проложенной Маратом Гельманом среди сошедших снегов второй российской оттепели.
По качеству и значимости экспонатов можно обещать отменные (эстетические) впечатления. К тому же постоянные авторы галереи здесь почти всегда выступают в своих новейших амплуа (т. е. с новыми работами), потому этот тур не предназначен для любителей руин. Все-таки перед нами современные художники. Да и "битловское" название про "середину пути" – всего лишь кокетство. Хочется думать, что впереди маячит бесконечное будущее. Хоть и помнящее про прошлое – уникальный эксперимент 15-летней давности, вызванный неожиданными переменами в России. Надеемся, необратимыми. Ибо пурга все как-то не утихает и собирается снова.
Федор Ромер
|