Guelman.Ru
Современное искусство в сети


Урок рисования


"...Урок рисования - это серия небольших видеосюжетов, в которых традиционная дисциплина - рисунок - соединена с дисциплинами видео и звука. Это нарративное соединение скорости машины с процессом рисования создает драматургию моей работы..."

Кока Рамишвили, 2003


Имя Коки Рамишвили известно сегодня в Москве лишь немногим, и это имеет свое объяснение. Будучи одной из самых заметных фигур современного грузинского искусства времен Перестройки, Кока в эпоху распада СССР остался в Тбилиси, с которым связь и культурные обмены в Москве в 1990-е годы почти прекратились. Между тем в это время тбилисская художественная сцена переживает очевидный подъем, и Кока Рамишвили - один из лидеров и вдохновителей новой художественной волны, связанной с развитием медиа и новых технологий.

Однако, несмотря на прогрессивные художественные тенденции 1990-х: появление нового поколения грузинских художников и музыкантов, известность, которую стяжали они на многочисленных европейских конкурсах и биеннале; то социально-экономическое затмение, которое произошло в конце ХХ столетия Грузии, самым трагическим образом сказалось на статусе современной грузинской культуры в целом. Не преувеличивая, можно сказать, что такого феномена на настоящий момент больше нет. Отсутствие минимальной государственной поддержки и частных инициатив привело к массовой эмиграции, особенно заметной в артистических и художественных кругах. Кока Рамишвили держался практически до последнего, пока обстоятельства личного характера не вынудили его в 1999 году уехать в Женеву, где он и живет по сей день.

Его сегодняшний успех на западной арт-сцене - явление почти уникальное. За редким исключением никто из наших бывших соотечественников не добился того, чтобы за три года получить предложение сотрудничества от крупнейшей швейцарской галереи, предложение выставки в MAMCO, в Женевском центре современного искусства, в то же время активно участвуя в международных выставках и биеннале.

Сегодня галерея М. Гельмана показывает работы Коки Рамишвили, созданные специально для выставки в Москве. Это первое появление художника с 1995 года в столице и его первая здесь персональная выставка. Экспозиция состоит из двух частей, которые объединяются в единый мультидисциплинарный проект, включающий в себя рисование, видео и цифровой монтаж. Именно так - по нарастанию технической изощренности приемов - строится 20-минутный видеофильм "Урок рисования". В нем феномен авторских разрозненных почеркушек сначала получает последовательность видеосюжета, а затем процессу рисования сообщается несвойственный ритм и энергетика помощью цифрового монтажа. Рождающийся в результате драматический эффект связан с тем, что рисование приобретает психологическое измерение, процесс прочерчивания линий по бумаге уподобляется наррации со свойственной ей повторяемостью, тенденциозностью, фиксацией на деталях. Сильную эмоциональную окрашенность придает фильму специально сочиненный звук, исходным материалом для которого является только скрип грифеля по бумаге.

Пять акварельных серий, которые экспонируются в другом зале галереи, созданы под влиянием той же стратегии соединения традиционных приемов и новой, "техногенной" оптики. И хотя выполнены они только лишь в технике акварельного рисунка, прием кадрирования отдельных фрагментов явно отсылает к сфере кино. Эта проблематика общей картины мира и острых, почти истерических фрагментов, неожиданно вклинивающихся в нее и изнутри ее разрушающих, была впервые сформулирована как проблема увеличения, "blow up" в одноименном фильме Микельанджело Антониони. Развивая ту же логику, инсталляции Коки Рамишвили представляют собой уже лишь набор разрозненных провокационных фрагментов, призванных инфицировать сомнением и заражать неуверенностью не киносюжет, но само действие, происходящее "снаружи", в пространстве повседневной жизни.



полный адрес материала : http://www.guelman.ru/gallery/moscow/urok-risovaniya/